22.11.2024

Маркиза де Помпадур : Грешна во лжи


Она прославилась благодаря тому, что была представительницей древнейшей профессии на Земле. Но мало кто знает, что эта красавица была не просто любовницей французского короля Людовика XV. но и его другом, поддержкой, помощью.

(29.12.1721-1764)

Она изменила историю и доказала. что у красавиц помимо очарования есть еще и мозги, ум и сообразительность.

На своей свадьбе будущая маркиза объявила, что ни с кем и никогда не изменит своему супругу, если только соблазнителем не будет сам король Франции. Присутствующие на свадьбе посчитали это милой шуткой, но она оказалась пророческой. Король обратил на нее внимание. И в свои 24 года маркиза Помпадур стала фавориткой короля и сумела крепко привязать его к себе. Завладев королем, она стала управлять Францией.

clip_image003

Она удалила кардинала Верни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля. По ее желанию назначались главнокомандующие в армиях; она выдвинула герцога Ришелье, утонченного развратника, назначив его маршалом Франции.

Маркиза де Помпадур была знакома со всеми выдающимися писателями того времени. Она горячо поддерживала энциклопедистов. Ее именем называли обстановку в квартирах (стиль “а la Reine”), постройки, костюмы.

Когда она умерла – 15 апреля 1764 г. – а ей было 42 года, – Людовик не мог сдержать слез… Из всех “метресс” Жанна Помпадур была самая блестящая, талантливая и безнравственная.

clip_image004

Нужно самому иметь достоинства, чтобы разглядеть их в других.

Государям нужен наперсник или любовница; и почти всегда фаворит приносит больше зла государству, чем фаворитка.

Надо иметь ум для того, чтобы делать добро; дураки на это неспособны.

clip_image005

Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, когда солгать, и знать время, когда промолчать.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

clip_image006

Биографическую книгу английской писательницы Нэнси Митфорд “Мадам Помпадур” запретили в Ирландии. Митфорд была готова вычеркнуть сомнительные места и спросила, что именно вызвало недовольство цензуры. Ей ответили, что книга запрещена из-за названия.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Как-то раз в дом Пуассонов, родителей Жанны Антуанетты, заглянула соседка. За чашкой кофе дамы решили развлечься и погадать на маленькую Жанну. Бросили карты. По ним выходило, что Жанну ждет блистательная судьба. “Да, – рассмеялась ее матушка, – быть ей любовницей короля!”

Жанна не забыла этой шутки. Каждое утро, изящно одетая, она отправлялась на прогулку в лес, где охотился король. Ее острый ум все рассчитал верно: Людовик XV не мог не заметить прекрасную незнакомку.

clip_image008

Мадам Помпадур сильно ушиблась и, показывая врачу ушибленное место, находившееся в совершенно невидной области тела, обычно скрываемой под одеждой, с большой тревогой спрашивала у врача:
– Скажите, доктор, ведь это будет не видно?
– Сударыня, – отвечал удивленный доктор, – это только от вас зависит.

clip_image009

Одна замужняя греховодница однажды сделала интересное признание своей приятельнице мадам Помпадур.

– У меня, – говорила она, – за всю мою брачную жизнь было двое любовников. Первый из них был так обольстителен, что заставил меня забыть свои обязанности, второй же, наоборот, был так отвратителен, что побудил меня вспомнить об этих обязанностях.

В дамской компании судачили о мадам Помпадур.
– Знаю я ее! – сказала одна из собеседниц. – У нее целая дюжина любовников.
– Экий у вас злой язык, – заметила ей другая. – Вечно вы преувеличиваете ровно вдвое.

clip_image011

Мадам Помпадур однажды отправилась на исповедь. Когда она вернулась, муж со смехом спросил ее, в чем она ходила каяться.

– Так, – отвечала Помпадур, – в разных пустяках. Патер спросил меня, верна ли я тебе. Я, конечно, отвечала “да”. А вслед за тем я покаялась ему, что грешна во лжи. Вот и все. Он дал мне отпущение грехов.

clip_image012

В числе соискателей должности садовника к мадам Помпадур явился среди прочих молодой человек. Его спросили, сколько ему лет. Он, скромно потупив глаза, отвечал, что ему двадцать два года.
– Как двадцать два? – спросила его Помпадур. – Вот тут, в вашей метрике, написано, что вы родились в таком-то году, значит, вам двадцать три, а не двадцать два года.

– Да, – отвечал скромный молодой человек. – Но, видите ли, я один год провел в тюрьме за кражу и, разумеется, вынужден исключить этот год из моей жизни.

clip_image013

Перенося очень дорогую китайскую вазу, лакей мадам Помпадур уронил ее на пол, и она разбилась. Выбежала хозяйка и, с отчаянием всплеснув руками, воскликнула:

– Опять разбил что-то!
– На этот раз, сударыня, – отвечал с довольной улыбкой лакей, -вышло очень удачно. Посмотрите, ваза разбилась всего на две части.
– По-вашему, это удачно? – спросила хозяйка.
– А как же, сударыня, всего один раз нагнуться и сразу поднять оба куска. А то иной раз как разобьется вдребезги, сколько времени ползаешь по полу-то, пока все подберешь…

clip_image014

Мадам Помпадур держала в доме множество прислуги, которая обворовывала ее при всяком удобном случае. Когда прислуга поздравляла ее с Новым годом и ожидала награды, Помпадур обыкновенно говорила:
– Дарю вам все то, что вы у меня украли в течение года.

К мадам Помпадур явился в гости академик Леруа. В ходе беседы он, усевшись перед камином, без церемонии положил ноги на решетку камина. А она была позолочена, и хозяйка дома с большим беспокойством смотрела на его ноги, которыми он мог ободрать позолоту, а сделать ему замечание никак не решалась.

clip_image015

По счастью, академик завел речь об антифразах, то есть таких оборотах речи, при которых смысл того, что нужно сказать, как бы выворачивается наизнанку. Помпадур попросила объяснить это слово, и Леруа дал подробное объяснение и даже спросил, поняла ли его собеседница.

– Вполне поняла! – отвечала Помпадур и тут же прибавила: – Я должна вас предостеречь, милостивый государь, вы держите ваши ноги на решетке, а она позолочена, и я боюсь, как бы позолота не испортила ваших сапог.

Некая придворная дама жестоко поссорилась с мадам Помпадур. Об этом происшествии доложили дворцовому чину, которому надлежало о том ведать.

– Назвали они одна другую уродами? – прежде всего осведомился тот.
– Нет, – отвечали ему.
– Ну, ничего, можно, значит, еще помирить их!

О ЕЁ ВНЕШНОСТИ

«Она была блондинкой с слишком бледным лицом, несколько полновата и довольно плохо сложена, хотя и наделена грацией и талантами», – описывал главную фаворитку короля Людовика XV недоброжелательно настроенный современник. Впрочем, и доброжелатели тоже не могли толком сказать, чем же маркиза де

Помпадур была так хороша, что двадцать лет умудрялась оставаться рядом с самым распутным монархом Франции. Даже ее глаза и то называли «чарующие очи неопределенного цвета».

clip_image017

Тем не менее в течение долгого времени все женщины Европы пытались брать с нее пример, но равнялись дамы не на саму маркизу, которую большинство из них в глаза не видели, а на ее портреты. А там у Помпадур было все схвачено: она покровительствовала многим художникам, а в особенности выдающемуся портретисту Франсуа Буше, неизменно изображавшему ее богиней красоты и плодородия.

О РАЗВЛЕЧЕНИЯХ

Отличительной чертой XVIII века во Франции, века смеха и игры, была скука. Скука царила всюду. Она возникала внизу, где приводила к частым самоубийствам, увеличивалась со ступенями положения и богатства, и полным ее воплощением, казалось, был сам король Людовик XV. Скука была единственная любовница, которой он был верен всю жизнь, скука была тот злой гений, послушный которому Людовик говорил: «После нас хоть потоп».

Красивый, обаятельный, окруженный не только придворными, но и искренними друзьями, король скучал. И вот, вооруженная своим живым умом и вкусом, маркиза решила заставить короля не скучать. И вся тайна ее влияния на Людовика была в умении этого достигнуть. Для этого у нее был редкий дар ни в чем, начиная со внешности, никогда не быть однообразной. Всегда неожиданная, всегда умная и интересная по-новому, она быстро сумела всецело овладеть умом и душой ленивого, апатичного короля.

clip_image018

От ее зоркого глаза не укрывается ни одно маленькое облачко на челе царственного возлюбленного. Она умеет согнать его своей лаской, своей веселостью. Сна играет на клавесине, поет, рассказывает новый анекдот.
С самой ранней юности маркиза любила искусства и занималась ими. Теперь, когда волей судьбы она приблизилась к французскому двору, вместе с нею приблизились искусства и литература.
Хотя лично Людовик XV был ко всему этому равнодушен, она сумела заинтересовать и его.

Два раза в неделю у нее в салоне собирались художники, писатели, философы,— Бушардон, Бушэ, Латур, Верна, архитектор Габриэль, Вольтер… Возникали интересные темы разговоров, горячие споры. Маркиза принимала в этом большое участие, невольно стал принимать в этом участие и король.

Во дворце Шуази, по мысли маркизы, возникает театр, под названием «Театр Малых Покоев», интимный, изысканный театр для сорока человек зрителей.

Строил этот театр Габриэль по личному плану маркизы, расписывал его внутри ее любимый художник Бушэ. Входным билетом была небольшая карточка, на которой была нарисована кокетливая Коломбина, около нее влюбленный Леандр, из-за занавески выглядывал обманутый Пьеро. Публику составляла почти всегда королеская семья во главе с Людовиком XV, родные и близкие маркизы. Сидя на простом стуле, король мог без утомительного для себя этикета смотреть представление.

clip_image016

Труппу составляли не профессиональные актеры, а придворные, добившиеся, как большой чести, играть здесь. Главные актеры были Мориц Саксонский, герцог Дюра, Ришелье, Д Эстрад, директором был герцог де-Лавальер. Руководила всем и первой актрисой была маркиза Помпадур
Еще у себя в Этиоле она устраивала спектакли и пока зала себя хорошей актрисой и приятной певицей. Теперь она могла развернуться и проявить всю тонкость и изящество женского кокетства, все очарование и нежность своего гибкого голоса.

В самом деле, где, кроме театра, можно быть так разнообразно красивой, можно менять столько пленительных обликов! Нежная пастушка, страстная одалиска, гордая римлянка… Какой простор была сцена для тонкого вкуса маркизы. Не даром, после одного из спектаклей, Людовик сказал ей: «Вы — самая очаровательная женщина Франции».

Репертуар театра тоже составляла сама маркиза. На открытии шла комедия Мольера «Тартюф», дальше пьесы Вольтера, Руссо, Кребильона.
После спектакля король с самыми близкими, в числе не более четырнадцати лиц, обычно оставался на ужин. Приглашенные входили с ним вместе в салон, изысканно меблированный, на стенах которого была живопись Латура, Ватто, Бушэ. Сюжетом этой живописи были роскошные пиры, но в самом салоне не было и намека на ужин.

clip_image019

Когда король переступал порог, к нему приближались два пажа и спрашивали приказаний насчет начала. Едва король успевал сделать знак, что можно подавать, расступался пол и, как во дворце Армиды, снизу поднимался роскошно сервированный стол. Пажи быстро вносили кушанья и начинался ужин. Здесь не было пьянства и разгула. Елись легкие, вкусные блюда, пились тонкие вина, возникали веселые изящные разговоры, легкая пикантность которых никогда не переходила в непристойность.

Король не должен скучать,-— вот цель маркизы. Поэтому во время постов, когда запрещены разные увеселения, она устраивает во дворце духовные концерты, где поет и сама.

Когда она чувствует, что королю уже надоедают развлечения, она увлекает его в путешествия. Он посещает незнакомые для себя города своего королевства, принимает приветствия от своих подданных, никогда еще не видавших его раньше.

 

источник


66 элементов 1,431 сек.