Если при вас кто-то зевнет, то вы, скорее всего, тоже зевнете. Если кто-то звонко рассмеется, то вы в 70% случаев сделаете то же самое. Если рядом с вами на концерте завизжит девушка… ну, вы поняли. Но иногда массовые истерии принимают совсем уж заоблачные формы. И часто никакой вины человека в этом вовсе и нет
Кошачий монастырь
Где-то веке в XV, в одном из женских монастырей на севере Франции, в Камбрэ, одна из монашек начала жалобно мяукать. Видимо, на улице стояла весна, а сердце ее жаждало любви. Но – удивительное дело, к мяукающей подружке присоединились остальные обитатели скромных келий, и скоро весь монастырь дружно мяукал на разные голоса и тональности. Концерт продолжался несколько часов и вдруг стих, чтобы на следующий день продолжиться с новой силой. Теперь к «кошачьему» хору присоединилась даже аббатиса.
Редкие посетители забеспокоились и отправились к главе области. Виданное ли дело – мяукающие невесты Христовы. Кошки-то – исчадия дьявола, который, видимо, каким-то образом проник в храм божий. В монастырь был немедленно отправлен полк солдат, хлеставших монашек плетями, пока те не прекратили пушистый концерт и не пообещали впредь ничего подобного не устраивать.
Танцы до упаду
В 1518 году некая мадам Троффеа (история даже имя ее сохранила) вдруг начала неистово танцевать на улице Страсбурга, периодически выкрикивая что-то вроде «Хвала господу!». Религиозные сумасшествия были в ту пору такой нормой, что на бесноватую никто бы не обратил внимания, если бы она не танцевала то ли четыре, то ли шесть дней кряду. В течение этого времени к ней присоединились еще 34 человека, показывая самые настоящие чудеса верхнего и нижнего брейк-данса, если бы в то время этот танец уже был как-то квалифицирован. Еще через месяц танцоров было уже около 400, и все преимущественно женщины. Можно лишь предположить, что теперь узкие улочки полнились не одами господу, а криками возмущенных мужей. Власти города по такому случаю запретили бить в барабаны, звонить в колокола и вообще издавать любые звуки хоть отдаленно напоминающие музыку.
Еще через несколько дней, оставшихся в живых танцоров (почти половина уже скончалась от сердечных приступов, апоплексических ударов и элементарной усталости) под конвоем согнали в Собор Святого Вита, где они и успокоились. С тех пор странный танец стал называться, нет, все-таки не брейк-дансом, а «пляской святого Вита», а случившееся в Страсбурге – «танцевальной чумой». Современные же ученые полагают, что это был случай обычной хореи (даже свое название болезнь получила от греческого слова chorea – танец) и имел инфекционную природу.
Большой южный наркотрип
В 1951 году в маленьком городке Пон-Сен-Эспри в южном департаменте Гар у почти всех его жителей случилась галлюцинация. У каждого своя, но большей частью без розовых слонов и прекрасных единорогов. Кого-то пожирали воображаемые змеи, у кого-то из тела прорастали красные цветы, люди срывали с себя одежду и бродили голыми по улицам, дети жаловались на то, что в их желудке завелись черви и птицы, а один житель городка с разбегу выпрыгнул в окно и, лежа на улице с обеими сломанными ногами, все продолжал от кого-то убегать. В итоге, семь человек погибло, а 250 оказались в психушке.
Теорий о том, что произошло в Пон-Сен-Эспри было много, в числе которых – совершенно безумная версия об эксперименте ЦРУ по использованию оружия психологического воздействия. Но в итоге все они выкристаллизовались в одну, о pain maudit (проклятом хлебе). Не в христианском смысле этого слова – на дворе середина XX века, кто всерьез верит в небесные проклятья? Теорию подтвердил и «папа» ЛСД Альберт Хофманн, посетивший городок той же осенью в составе специалистов компании Sandoz. Все симптомы массовой галлюцинации, по его мнению, были вызваны грибком-спорыньей на пшенице, из которой делали хлеб, и из которого, собственно, и была впервые получена диэтил-лизергиновая кислота. Впрочем, некоторые адепты конспирологии не устают со слюной изо рта доказывать, что ЦРУ как раз и использовали ЛСД в своем проекте «MKUltra». Но нам кажется, что это просто оплошность булочника, не обратившего внимание на странный запах и характерный, чуть сероватый цвет муки, пораженной псилоцибиновым грибком.
Так что, обитателям Гара даже отчасти повезло – они получили бесплатно то, за что другие платят большие деньги – наркотический трип. Жаль, только, что для многих он закончился плачевно. Но ведь и покупая марку с ЛСД, не знаешь, что тебя ждет.