20.11.2012
На нашу анкету отвечает писатель-фантаст Борис Стругацкий.
Анкета журнала «Медведь» посвящена футурологии – науке о будущем. О том, стоит ли строить долгосрочные планы, кто нас спасет и зачем воображать себя Путиным или Медведевым. Мы начали задавать людям эти вопросы еще в начале 2011-го, в бумажном журнале, а продолжаем уже в сетевом.
1. У вас есть план жизни на ближайшие годы? Или на десять лет вперед?
Я слишком стар, чтобы строить планы «на пару лет». На пару месяцев – пожалуй, но никак не больше. А что стоит планировать на пару месяцев? Одни пустяки.
2. По-вашему, будущее предсказуемо? Стоит ли государству, как раньше, рисовать пятилетние или десятилетние планы на развитие страны?
Если речь идет о далеком будущем (пятьдесят-сто лет), можно угадать его дух, ауру, самые общие черты. Конкретности же непредсказуемы. Пяти-десятилетние планы составлять необходимо. Это должны быть основные варианты развития фундаментальных тенденций и основные ветвления этих вариантов. Собственно, этим занимается любое уважающее себя современное правительство.
3. Если б вы были Путиным/Медведевым и верили в планы, какой план вы бы лично одобрили?
Прекратить «кошмарить» малый и средний бизнес. Создать максимально льготные условия для его процветания: снизить налоги, беспощадно карать чиновников, мешающих предпринимателю, основное налоговое бремя возложить на монополии-гиганты. Восстановить свободу СМИ. Самое главное – и совершенно невозможное – лишить чиновника права принимать и навязывать решения. Чиновник должен заниматься регистрацией, учетом и консультацией. Это будет означать уменьшение коррупции в разы, а значит, абсолютно нереально. Но попробовать стоит.
4. Какой сценарий вам представляется самым оптимисти чным для России: сохранить единое государство, добиться экономического подъема, сплотить нацию вокруг идеи нового евразийского союза (возродить экономический СССР), стать снова мировой империей (конечно, добра, а не зла) или просто выжить? Поставьте галочку или добавьте что-то свое.
Попытаться отказаться от авторитаризма, ксенофобии и претензий на мировое влияние. Сосредоточиться исключительно на внутренних проблемах. Все силы бросить на улучшение качества жизни граждан. Попытаться создать правовое государство. Короче, решиться наконец избрать европейский путь развития. Это лучшее, что может с нами произойти. В реальности же, скорее всего, будет медленное сползание в застой, очередной экономический кризис (безработица, приступы дефицита всего и вся) и, как неизбежное следствие, перестройка-3. Будем надеяться, не слишком кровавая.
5. Возникнет ли в ближайшие годы необходимость подумать об эмиграции: временной, постоянной или внутренней?
Я об эмиграции из России, куда судьба закинет, никогда не думал и думать не намерен. Что касается эмиграции внутренней, то это дело привычное и, я бы сказал, естественное. Закрутят гайки еще круче, и все мы станем внутренними эмигрантами как миленькие.
6. Если будет совсем плохо, нас спасут: а) инопланетяне; б) американцы; в) никто уже не спасет.
Мы спасем себя сами – ценой окончательного отказа от феодального менталитета, включая холопство, стремление к халяве и имперские амбиции. На это понадобится два-три поколения, не вполне изуродованных авторитаризмом. Инопланетяне нам вряд ли помогут, Америка – вполне возможно (она наш естественный и главный союзник, нам с ней абсолютно нечего делить). Но основную работу нам придется делать самим, и главное тут – предотвратить превращение перестройки в перестрелку. А вот если предотвратить не удастся, тогда хана: нас, скорее всего, оккупируют как регион, представляющий опасность для человечества.
7. Говорят, что скоро окончательно исчезнут бумажные литература (книги) и периодика (газеты-журналы), уйдут в прошлое авторские права. Никто не будет покупать новые фильмы и музыку, все можно будет скачать в сети. Закроются кинотеатры. Сгинет ТВ. Какие еще неожиданные вещи могут произойти?
Прежде всего обязательно будет найден правовой способ борьбы с халявой в сети. И все благополучно сохранится: и кино, и бумажная литература, и театр, и даже поп-концерты. Просто потребителей всего этого станет на порядок меньше. Как стало меньше на порядок истинных театралов после победы кинематографа и поклонников чтения вообще после победы ТВ, видеотехники и компьютерных игр.
8. В ближайшем будущем России предстоит: а) революция; б) перестройка; в) ничего не предстоит, все останется, как сейчас.
Перестройка. В течение десяти-пятнадцати лет. Раскол правящей элиты и появление нового Горбачева или Ельцина.
9. Героем новой эпохи станет: а) оппозиционный политик; б) бизнесмен; в) президент (премьер); г) кто-то совсем другой.
Оппозиционный политик. Он вполне может оказаться и президентом, и премьером, и даже бизнесменом.