Совсем недавно, Владимир Познер в самом конце своей передачи рассказал совершенно удивительную историю — о маленькой деревне Засосье, что в Ленинградской области. История этой деревни заслуживает самого пристального внимания, ведь о таких деревнях и их судьбах сегодня не любят говорить на федеральных каналах, в прессе, на радио.
Фото: 1tv.ru
Заслуживает уважение и сам Познер, обративший внимание миллионной аудитории на очень значимые для современного общества вещи. Ведь об этой деревне как минимум не знал и его гость — Сергей Шнуров, и я уверен, армия его поклонников. Такой вывод я сделал исключительно из просмотра интервью с самим артистом, «творчество» которого несмотря на явную пропаганду и воспитание в обществе безнадеги, хаоса, культурной и духовной деградации и разложения не запрещено властями. Но зато поплывший от запредельно умного Познера артист, ставший вот уже как третий раз «человеком года» (по версии журнала GQ), заявляя свою позицию о патриотизме, о стране, о телевизоре, не запрещен Министерством Культуры или теми органами, кто по идее должен запрещать… Более того, теперь «рейтинговый» Шнур «работает» на Первом канале, является ведущим ежедневного ток-шоу «Про любовь»…
Спрашивается, а где собственно обещанная история о деревне Засосье и причем тут Шнур. Все просто — мы любим муссировать привычные и знакомые нам темы, захламляем себя информацией о людях, о вещах, о которых вообще не стоит говорить, и это очень хорошо продемонстрировал Владимир Познер. И наоборот, есть вещи, о которых мы просто не знаем или не хотим знать. Итак, выдержка из передачи «Познер»:
«Чаще всего в конце своей программы я говорю о вещах малоприятных. Но сегодня исключение, я буду говорить о вещи, которая мне кажется просто очень хорошей.
В Ленинградской области есть деревня с весьма говорящим названием Засосье. В прошлом году жители этой деревни стали лауреатами национальной премии «Гражданская инициатива». Премию они получили за проект, который называется «Невиновные», и цель этого проекта – увековечить память о жертвах политических репрессий. Премия «Гражданская инициатива» денежная – двести тысяч рублей.
Следует иметь в виду, что в первой трети прошлого века в Засосье насчитывалось более пятидесяти домов, люди жили нормальной сельской жизнью. Но в 1937 году, по доносу – понятно, по анонимному – в деревне репрессировали всех мужчин. Вы не ослышались, и я не оговорился – всех до последнего.
Фото: zasosye.ru
Вот прошло много лет, и домой вернулись три человека. И в течение всех этих лет женщины растили детей, занимались сельским хозяйством, каким-то образом выживали в этой деревне. И сохранили ее.
Начиная с 2013 года жители деревни вели строительство – и ведут его – мемориального комплекса в память о своих репрессированных отцах, дедах и прадедах.
Фото: zasosye.ru
Как вы думаете, на что жители деревни потратили эти двести тысяч рублей? На памятник русской крестьянке, жене «врага народа»! Называется этот памятник просто «Нюра», он был открыт 1 октября.
Если бы я знал, может быть, даже туда поехал бы, чтобы увидеть это. А так я случайно наткнулся в интернете, увидел фотографию. Стоит женщина в полный рост, на руках она держит маленького ребенка, второй ребенок держит ее за подол, и она смотрит на вас спокойно, я бы сказал – непобедимо.
По-моему, это совершенно замечательное событие, хотел вам рассказать о нем.»
Фото: zasosye.ru Работа скульптора Александра Спиридонова.
На обращение Владимира Познера отреагировали авторы проекта «Невиновные»:
«Это было совершенно неожиданно. Уважаемый человек, журналист с большой буквы, Владимир Владимирович Познер на всю страну рассказал о деревне Засосье, проекте «Невиновные» и памятнике «Нюра». И назвал открытие такого памятника событием замечательным. И именно это в глазах народа стало победой, прорывом из прошлого в будущее.
Хорошо помнят люди те времена, когда страшно было говорить. Когда нельзя было писать, петь и даже думать было опасно — ведь по одной, вырванной из контекста фразе, твой сосед мог на тебя донести.
Так неужели мы дожили до того времени, когда можно без политических споров и вражды принять наконец свою историю, как свершившийся факт. Осознать — мы здесь и сейчас находимся именно на том этапе развития, куда привели нас действия предыдущих поколений. Понять — от нас зависит будущее наших детей.
Теперь Нюра будет напоминать нам не только о силе духа русских женщин, но и о том, что история не должна стираться, что о прошлом можно и нужно говорить правду. О том, что в силах обычных людей созидать, а не разрушать.
Сохраняйте вечное. Живите настоящим. С большой благодарностью за поддержку, авторы проекта «Невиновные».»
История этой деревни очень показательна. Очень предметна. Уверен, что это не единственное место, и таких трагедий по стране было много. Но, это пожалуй, единственный памятник, обличающий всеобщее замалчивание. Это начало правды, исторической правды. Это начало крестного пути. Сегодня предстоит еще восстановить в архивах имена репрессированных мужчин, и это не так просто. Поиск родственников репрессированных упирается в доказательства родства, что также не легко сделать — большая часть родственников уже мертвы, а дети и внуки почти ничего об этой трагедии не знают.
Эта история, как послание всем тем, кто считал отцов революции великими людьми, выстраивающих счастливое будущее советского народа через массовый террор и репрессии. Тем, кто так и не покаялся.
В истории немало сюжетов, когда одни народы вырезали другие, но не могу вспомнить когда так рьяно и массово свои уничтожали своих… И об этом стоит говорить и помнить. Не о Сергее Шнуре и его восприятии этого мира, а о вещах гораздо важнее, чем «пить или не пить», «большие сиськи или маленькие»… Хотя, быть может Шнур таким образом решил отобразить действительность нашего общества?.. Думается мне, что авторитетный журнал GQ не там ищет великих людей. Великие люди живут в деревне Засосье, что в Ленинградской области, которые помнят и знают действительность, правду, историю!
* Памятнику «Нюра» сегодня еще предстоит найти постоянное место. Районные власти в Сланцах, у которых просили клочок земли под памятник, сделать этого не смогли: земля, по их словам, бывает двух видов: сельскохозяйственная или предназначенная для строительства. Сейчас памятник находится на участке дома Анны-Ксении Ковальски — автора проекта «Невиновные».
* Почитать более подробно об истории деревни можно здесь.
Рекомендуем также: