За две недели до своей смерти вождь приказал подогнать к Москве и другим крупным городам сотни железнодорожных составов, чтобы вывезти всех советских евреев в Сибирь и на Дальний Восток.
21 декабря в день рождения Сталина, многие снова вспоминают этого человека. Вспоминают по-разному. Кто-то несет цветы к Кремлевской стене, а кто-то на мгновение переносится в те сталинские годы, как в кошмарный сон, который преследует всю жизнь.
Возвращаясь к теме «Сталин и евреи», нет смысла еще раз писать об убийстве по личному приказу Сталина главного режиссера Государственного еврейского театра Соломона Михоэлса (январь 1948 г.), об аресте и расстреле Еврейского антифашистского комитета (1948-1949 гг.) , о «деле врачей» (1950-1953 гг.) – об этом пишут много и часто. Меньше (во всяком случае – широкой аудитории) известно, о том, что Сталин вынашивал планы «окончательного решения еврейского вопроса в СССР и был близок к решению этих планов. Об этом я беседую с доктором исторических наук Яковом Этингером, автором недавно вышедшей книги мемуаров «Это невозможно забыть»
Но сначала несколько слов о собеседнике.
Яков Яковлевич Этингер – человек уникальной биографии. В детстве он прошел фашистское гетто в Минске, в юности – сталинские лагеря. Его приемный отец – врач Я.Г. Этингер – был первым (ноябрь 1950 г.) арестованным по «делу врачей и умер под пытками в тюрьме. Перу историка-профессора, одного из крупнейших африканистов страны Я.Я. Этингера принадлежат 10 книг и около 550 статей. Его воспоминания убеждают неопровержимыми фактами и личными впечатлениями.
– Яков Яковлевич, в своей книге Вы доказываете, что «дело врачей» было лишь преамбулой к советскому Холокосту – истреблению евреев в СССР. Это страшное обвинение…
– У меня в этом нет сомнений. Мне приходилось встречаться со многими авторитетными свидетелями, в том числе с бывшим членом Политбюро ЦК КПСС и председателем Совмина СССР николаем Александровичем Булганиным, и он мне рассказывал об этих планах Сталина.
– Что же он рассказывал?
– Я основываюсь не только на его рассказах, но и на архивных длкументах, на воспоминаниях многих людей. А планы были такие. Судебные процессы над врачами – «убийцами в белых халатах», как их называла советская печать, намечались на середину марта 1953 года. И они, конечно, состоялись бы, не скончайся Сталин 5 марта.
– Процессы должны были завершиться вынесением смертных приговоров?
– Это само собой. Но каких! Врачей профессоров предполагалось публично повесить на центральных площадях в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Свердловске и других крупнейших городах. Нужно было возбудить ненависть народа к евреям вообще. В тех условиях и при неограниченных возможностях партийной пропаганды это было сделать нетрудно.
– А потом?
– А потом должна была начаться массовая депортация евреев в Сибирь и на Дальний Восток. Булганин мне рассказывал, что в середине февраля 1953 года ему позвонил Сталин и дал указание подогнать для этого к Москве и другим крупным центрам несколько сотен железнодорожных составов. При этом, по его словам, планировалось организовать крушения поездов «стихийные» нападения «патриотически настроенных граждан» на составы – с тем, чтобы расправиться с евреями еще в пути.
– Этот рассказ Булганина кто-то еще подтверждает?
– Да, Хрущев. Будучи в отставке, он рассказал, что было такое указание Сталина – организовать «народные выступления» против евреев во время их депортации. До места назначения должна была приехать только половина людей.
– Письменных указаний, конечно же, не было?
– Этот же вопрос я задал Булганину. Он усмехнулся и сказал: «Сталин не дурак, чтобы давать письменные указания по данному вопросу». Но есть свидетельство Николая Полякова, сотрудника аппарата ЦК, который был секретарем Комиссии для подготовки депортации.
– Была специальная комиссия?
– Да, ее председателем был Суслов, а секретарем назначили Полякова, Там вот из его записок следует, что по всей стране составлялись списки (отделами кадров по месту работы, домоуправлениями по месту жительства) – всех лиц еврейской национальности. Причем существовало два вида списков – чистокровных евреев и полукровок. Первые выселялись сразу, вторые потом. Для размещения депортированных в Сибири уже строились барачные комплексы по типу концлагерей. Разве это не напоминает гитлеровскую практику решения еврейского вопроса?
– А как предполагалось развернуть пропагандистскую компанию?
– Это тоже известно. Сначала должна была последовать провокация. Патриотически настроенные граждане (под руководством инструкторов, конечно) должны были начать еврейские погромы. И тогда правительство, якобы спасая евреев от народного гнева, решает спешно переселить их в Сибирь и на Дальний Восток. Для этого уже готовились к печати пропагандистские материалы, а газета «Правда» должна была выйти с передовой статьей под загаловком «Русский народ спасает еврейский народ». Об этом мне говорил и известный историк академик Евгений Викторович Тарле. Он же рассказывал мне, что бараки были сооружены со стенками в одну доску. Это значит, что из-за сильных морозов должна была погибнуть значительная часть депортированных.
– Говорят, группа видных евреев должна была выступить с письмом к правительству с просьбой осуществить массовую депортацию? Это верно?
– Да, это так. Письмо на имя «великого и мудрого вождя товарища Сталина» уже было подготовлено, шел сбор подписей. Подписи собирали политический обозреватель «Правды» Хавинсон (он писал статьи под псевдонисос М. Маринин) и философ академик Митин. Им помогал и другой академик – историк Минц. В письме нужно было заклеймить арестованных врачей – «извергов рода человеческого» – и потребовать для них самой суровой кары. Организаторы ездили по квартирам, приглашали людей в редакцию «Правды», чтобы подписать этот позорный документ.
– Отказаться , видимо, было нелегко…
– Еще бы! Но все-таки несколько человек отказались подписывать. Это писатель Вениамин Каверин, певец Марк Рейзен, композитор Исаак Дунаевский, генерал Крейзер, профессор Ерусалимский. Как рассказывала мне дочь Ильи Эренбурга, он направил Сталину письмо, где сообщал, что не подпишет заявление. Вместе с тем в письме давалось понять, что если обстоятельства потребуют, то он все таки будет готов поставить свою подпись. Черновик письма я видел сам.
– Сколько человек подписали письмо?
– Полный список лиц, подписавших этот позорный документ, неизвестен. Среди известных – дважды Герой Советского Союза генерал полковник Драгунский, возглалявший так называемый Антисионистский комитет советской общественности, композитор Матвей Блантер – он мне сам об этом рассказывал, поэт Павел Антокольский..
– Ну а само письмо сохранилось?
– Нет, сразу после смерти Сталина оно было уничтожено и, казалось, что никогда не удастся узнать его полное содержание. Но произошло невероятное. Несколько лет назад ко мне пришла незнакомая женщина. Она не назвала своего имени, но рассказала, что ее покойная мать работала машинисткой в центральной газете. И разбирая оставшиеся после нее бумаги, дочь нашла машинописный экземпляр письма, озаглавленного «Ко всем евреям Советского Союза». Это письмо я опубликовал в свой книге. По-видимому это один из черновых вариантов того самого письма.
– Я слышал, что была еще и брошюра.
– Как же! Тогдашним редактором журнала «Вопросы философии» Чесноковым (кстати, Сталин выдвинул егл на ХIХ съезде КПСС в состав Президиум ЦК) был написан теоретический труд. Он назывался «Почему необходимо выслать евреев из промышленных районов страны». Брощюра была напечатана в типографии МВД СССР миллионным тиражом и сдана на спецхранение, чтобы в день «икс» появиться на прилавках книжных магазинов одновременно с рецензиями в центральной печати.
– Трудно поверить, что из миллионного тиража не уцелел ни одного экземпляра…
– Их уничтожили люди с Лубянки, а там приказы выполнять умеют. И все же я надеюсь отыскать этот документ. Может кто то из читателей поможет? Такие вещи надо сохранять, как память – хотя бы в назидание потомкам.
– Яков Яковлевич, вам чудом удалось спастись из гитлеровского гетто, а из советских лагерей вас освободила смерть Сталина…
– Порой мне кажется, что я прожил несколько жизней и вот уже 50 лет живу под знаком прошлого. И все это, признаюсь, не дает мне душевного покоя.
– Прошло полвека. Как вам кажется, это было давно?
– Давно? Да что вы! Вчера.
Николай Михайлов
Ко всем евреям советского союза
Дорогие братья и сестры, евреи и еврейки! Мы, работники науки и техники, деятели науки и искусства – евреи по национальности – в этот тяжкий период нашей жизни обращаемся к вам.
Все вы хорошо знаете, что недавно органы государственной безопасности разоблачили группу врачей вредителей, шпионов и изменников, оказавшихся на службе американской и английской разведки, международного сионизма в лице подрывной организации Джойнт. Они умертвили видных деятелей партии и государства – А.А. Жданова и А.С. Щербакова, сократили жизнь многих других ответственных деятелей нашей страны, в том числе крупных военных деятелей. Зловещая тень убийц в белых халатах легла на все еврейское население СССР. Каждый советский человек не может не испытывать чувства гнева и возмущения. Среди значительной части советского населения чудовищные злодеяния врачей-убийц закономерно вызвали враждебной отношение к евреям. Позор обрушился на голову еврейского населения Советского Союза. Среди великого русского народа преступные действия банды убийц и шпионов вызвали особое негодоваиие. Ведь именно русские люди спасли евреев от полного уничтожения немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной Войны. В этих условиях только самоотверженный труд там, куда направят нас партия и правительство, великий вождь советского народа И.В. Сталин. Позволит смыть это позорное и тяжкое пятно, лежайшее сегодня на еврейском населении СССР.
Вот почему мы полностью одобряем справедливые меры партии и правительства, направленные на освоение евреями просторов Восточной Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.
Лишь честным самоотверженным трудом евреи смогут доказать свою преданность Родине, великому любимому товарищу Сталину и восстановить доброе имя евреев в глазах всего советского народа.