У Владимира Путина есть мама и папа. Папу зовут Барак Обама, маму — Хиллари Клинтон. Точнее, не у Путина, а у внешнеполитического курса российского президента.
Именно они позволили человеку из ленинградской подворотни превратиться в лидера, угрожающего разрушить весь мировой порядок. Да, в последние месяцы Клинтон не раз резко высказывалась о политике России.
— Но это – всего лишь риторика, причем недавняя. Дела Клинтон (как и дела ее шефа Обамы), когда в ее руках была реальная власть, были совершенно другими. Обама стал президентом США, а Клинтон его госсекретарем через считанные месяцы после грузино-российской войны в августе 2008 года.
Когда Россия оккупировала грузинские территории, организовала этническую чистку грузинского населения из занятой российскими войсками Южной Осетии. Только вмешательство предыдущей администрации – президента Буша – остановило Путина от штурма Тбилиси.
Но с приходом Обамы и Клинтон американское давление на Россию было свёрнуто.
6 марта 2009 года в отеле «Интерконтиненталь» в Женеве глава МИД России Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон нажали привезенную из Вашингтона кнопку «Перезагрузка», Путин был объявлен «хорошим парнем», а Россию взяли на правах равной в клуб мировой элиты, включая G-8.
О преступлениях армии РФ в Грузии и ранее в Чечне было напрочь забыто.
На протяжении всех восьми лет президентства Обамы США закрывали глаза на усиление России, Путин же наглел все более и более. Пока не решился напасть на Украину. Но и тогда позиция США оказалась весьма мягкой и просто двусмысленной, поощряющей дальнейшую агрессию.
Америка и вообще Запад не использовали и десятой доли имеющихся возможностей.
Более того, если верить украинским руководителям времен Майдана, США требовали от Украины не оказывать военного сопротивления, когда в Крыму появились «вежливые люди».
Администрация демократов отказывалась предоставить Украине военную помощь. Если называть вещи своими именами, то Обама наложил на Украину оружейное эмбарго.
Именно при администрации демократов Обамы и Клинтон посол США в России Майкл Макфол прямым текстом говорил российским оппозиционерам: «Президент Путин устраивает американскую администрацию».
Выступая в 2013 году перед банкирами Goldman Sachs, Клинтон назвала Путина интересным человеком.«Я бы очень хотела, чтобы мы продолжили выстраивать более положительные отношения с Россией», — сказала она тогда.
В 2015 году, уже объявив о решении баллотироваться в президенты США, Клинтон заявляла, что Россия может сыграть важную роль в попытках разрешить конфликт в Сирии.
Намерения Трампа в области внешней политики просты, и он неоднократно и четко их озвучивал: Америка должна снова стать великой державой, и для нее хорошо то, что способствует ее интересам.
А главный интерес США – восстановление сильной экономики, создание рабочих мест для американцев и возвращение уважения к стране на международной арене.
Что касается России и Украины, то в недавно принятой программе Республиканской партии говорится: «На враждебность со стороны России мы ответим с той же решительностью, которая привела к краху Советского Союза.
Мы не примем изменения границ силой в Восточной Европе, на Украине, в Грузии или в других местах, и предпримем все допустимые конституцией меры, чтобы привлечь к ответственности всех, кто прибегает к агрессии и заказным убийствам.
Мы вместе с союзниками поддерживаем сохранение и, если потребуется, усиление санкций против России до тех пор, пока суверенитет и территориальная целостность Украины не будут полностью восстановлены».
Конечно, Трамп популист, он эксцентричен и груб, не имеет никакого политического опыта. Но за Трампом стоит более половины американских избирателей, проголосовавших не за его харизму и страсть к скандальным высказываниям, а за его политическую программу.
Он четко обозначил свою линию и будет вынужден её придерживаться. Америка – не та страна, где верховный лидер может запросто игнорировать свои обещания и настроения избирателей.
Путин в своем выступлении сразу после избрания Трампа уже повторил свою любимую идею: Америка и Россия на равных решают судьбы мира. «Россия готова и хочет восстановления полноформатных отношений с США. Это позитивно сказалось бы на общем климате в мировых делах, учитывая особую ответственность России и США за поддержание глобальной стабильности и безопасности», — заявил он.
Депутаты в российской Госдуме обсуждают, что мол, Трампу будет трудно отменить санкции против России. С какой это стати, хочется их спросить? С чего вдруг Америка Трампа сделает России такой бесплатный подарок?
Время бесплатных подарков России со стороны Штатов прошло.
Разве Россия равна США по экономической и военной мощи? Разве они равны по своему влиянию в мире? Конечно же, нет. Так с какой стати Америка будет выдавать Москве такой кредит? Разве захват Крыма, вообще захват чужих территорий Россией (да кем угодно) соответствует американским интересам? Конечно же, нет.
«Америка согласится только на самое лучшее!» — обещал Трамп. Играть он будет за Америку и только за Америку.
А интересы Путина, России в целом и интересы США – совершенно разные. Трамп выступает за восстановление традиционных ценностей и подходов. Трамп – это консервативная модернизация. И отношение к России как к противнику – ее неотъемлемая часть. Если у Трампа и есть учителя и ориентиры в области внешней политики, то это именно консервативные республиканцы.
Те, кто выиграли холодную войну против Советского Союза и привели к развалу СССР, к тому, что Путин назвал «главной геополитической катастрофой 20-го века». Первым учителем Трампа в политике стал приближенный сенатора Джозефа Маккарти, главного антикоммуниста США.
Более того, главный лозунг предвыборной кампании Трампа «Сделаем Америку снова великой» — это, по сути, «доукомплектованный» слово снова лозунг предвыборной кампании Рональда Рейгана – человека, прикончившего Советы.
Близкий соратник Трампа, экс-мэр Нью-Йорка Руди Джулиани, сказал: «Трамп победит Путина по-рейгановски – без единого выстрела». По его словам, в интересах Трампа «отбросить Путина на те позиции, где с ним можно эффективно работать». В такой же манере, отметил Джулиани, Рейган вел дела с Горбачевым, что помогло ему победить в холодной войне.
Биографы Трампа отмечают, что он может быть приятным в общении, но только если все идет по его правилам. Оказавшись под давлением, Трамп не стремится охладить напряжение, но провоцирует оппонента и повышает ставки.
«Знаете, если этот придурок так и будет приставать, в какой-то момент придется стрелять», — это Трамп говорил о российских самолетах.
Во время праймериз в штате Индиана он заявил, что, будь на месте Барака Обамы, сбивал бы к чертовой матери российские самолеты, летающие под носом у американских военных.
В лексиконе Трампа едва ли не самое важное место занимает понятие «уважение» — и одна из его главных претензий к Обаме заключается именно в том, что нынешнего президента США в мире не уважают.
Трамп неоднократно заявлял о планах увеличить расходы на армию, что не сулит нищающей России ничего хорошего. Он говорил о необходимости увеличить численность служащих Вооруженных сил до 600 тысяч.
Кроме того, Трамп анонсировал подобные планы по боевым кораблям, ВВС и модернизации атомного флота. В то время как демократы планировали оставить 420 тысяч военнослужащих, а численность боевых кораблей снизить до самой низкой со времен Первой мировой войны отметки. Самая чувствительная для России оборонная тема — ПРО.
И здесь новый вице-президент США Майкл Пенс выступает гораздо большим ястребом, чем все администрации до этого.
«США должны развернуть в Польше и Чехии ракетный щит против России», — заявил он. Тогда как администрация Обамы говорила, что американская ПРО направлена не против России, а против «стран-изгоев».
Проблемы у России возникнут и из-за того, что Трамп обязался принять ряд мер (снятие ограничения на разработку американских энергоресурсных резервов, включая сланцы, нефть, газ и уголь, строительство трубопроводов и «перестать отдавать миллиарды долларов на программы ООН по борьбе с глобальным потеплением»), которые гарантированно приведут к снижению цен на нефть.
Трамп готов к сотрудничеству с Путиным – как и с любым другим лидером мира. Очень готов. Только при одном условии, совсем маленьким: партнер не должен делать ничего, что проворечит интересам США и воле самого Трампа.
Касается это и будущих отношений с Украиной.Украинская власть и общество почему-то считают само собой разумеющимся, что Запад, и США в частности, приняли сторону Украины в конфликте с Россией, и всегда будет стоять на этой позиции. Но это совершенно не очевидно.
Трамп много раз повторял обещание, что во взаимоотношениях с зарубежными партнерами на первом месте для него будут интересы Америки и экономическая выгода. Ни один доллар американского налогоплательщика не будет попусту потрачен за рубежом.
А какова выгода США в Украине? Нарушение Россией норм международного права и захват ею чужих территорий – Америке точно не выгодны.
Страны Запада опасаются: агрессия России не ограничится Украиной. Кроме того, Штаты и весь мир стали поддерживать Украину потому, что в Революции Достоинства они увидели народ, который искренне хочет построить демократическое и свободное от коррупции общество, где закон превыше всего, но перед которым все равны. Но ныне этот образ изрядно потускнел.
Жесткая борьба с коррупцией – одно из главных обещаний Трампа во время предвыборной кампании. И переводить деньги американских налогоплательщиков в карманы украинских политиков и чиновников Трамп точно не станет. Даже администрация Обамы называла коррупцию в Украине как главную опасность.
Ситуацию как из дурного анекдота, когда, например, в Украине неизвестно куда исчезают деньги, выделенные на реформу прокуратуры, а затем пропадают и деньги, выделенные для расследования, куда делись деньги, выделенные для реформы прокуратуры – Трамп не будет терпеть.
Это и неуважение к США, и прямой убыток для Америки.
То есть поддержка Украины при Трампе не будет безусловной, украинская власть должна будет представить отчет, что она делает с этой помощью, как реформирует страну.
Если отчет будет неудовлетворительный – в дальнейшей поддержке вполне может быть отказано.
Очень скоро после инаугурации нового американского президента 20 января 2017 года перед украинским руководством, администрация Трампа поставит простой и жёсткий выбор: или реальные реформы, реальное сопротивление российской агрессии и отчет, как работает каждый доллар американской помощи – или оставайтесь один на один с Путиным, помощи больше не будет.
АВРААМ ШМУЛЕВИЧ