Мое отношение к православию да и вообще к религии прохладное, нейтральное. Один из уважаемых русских ученых Сергей Петрович Капица однажды сказал: «Я — русский православный атеист», и эта распространенная формула к духовной культуре, к вере, к религии очень удобна в понимании моего личного отношения к вышесказанному.
Я не читал Библию, не хожу в церковь, не знаю молитв и почти ничего не смыслю в православии, но хорошо запомнил 6 заповедей из 10. Почему 6? — потому что первые четыре говорят о любви к Богу, последние шесть о любви к ближнему, то есть ко всем людям, и последние 6 считаю самыми важными.
Фото: Григорий Никуленко
Мое приближенное и поверхностное понимание религии — это не предмет гордости, но и стыдиться мне не в чем. В вопросах веры у каждого свое отношение, и многонациональная Россия — единственная страна, на территории которой спокойно уживаются основные религии мира — православие, буддизм, ислам, иудаизм. Они разные, но все говорят о том, что нужно любить человека, жить в мире, уважать старших, делать добрые дела на благо людей, защищать свою Родину. И в этом их общее родство, т. е. родство всех нас — всех людей и народов самой большой страны на планете, не исключая атеистов, людей, которые верят во что-то другое…
Тем не менее, если бы мое отношение к религии поменялось, то я бы скорее начал не с прочтения Библии, а с изучения истории религий мира. А поскольку я живу в России и особенно интересуюсь архитектурой, то я бы объездил самые известные святые места, запечатлел бы самые древние храмы, соборы и церкви, а также архитектурные шедевры святой Руси.
Один из самых интересных и необычных архитектурных памятников на мой взгляд — Дмитриевский собор во Владимире. Из всех известных мне памятников архитектуры на религиозную тематику — этот самый особенный. Идеальные пропорции, великолепие фасадов и гармоничная скромность внутреннего убранства.
Фото: book33.ru
Роскошное белокаменное строение было построено в 1194—1197 годы. Точная дата неизвестна. Уникальный памятник белокаменного зодчества в первую очередь знаменит своей белокаменной резьбой. Аналогов этому памятнику в мире нет.
В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция.
Фото: vladimir1896.ru
В начале XIII века Владимирско-Суздальская земля становится великим княжеством, достигшим особого расцвета и могущества при десятом сыне Юрия Долгорукого — владимирском князе Всеволоде Юрьевиче. Крещен был князь как Дмитрий, в честь своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского. Отсюда и название Дмитриевского собора, который был построен, как «личный» придворный собор при княжьем дворе.
Фото: tonkosti.ru
За многодетность Всеволод получил прозвище «Большое Гнездо». Ко времени строительства собора у князя родился сын Дмитрий, что стало ещё одним поводом освятить храм в честь великомученика Дмитрия. Впрочем, история названия собора как мне кажется не так интересна и важна, как главная архитектурная ценность здания — белоснежная резьба на фасаде здания. С этим согласна и всемирно известная ЮНЕСКО, включив в 1992 году Дмитриевский собор в список памятников Всемирного наследия.
Фото: travel.rambler.ru
Всего стены собора украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями).
По типу Дмитриевский собор близок к церкви Покрова на Нерли, однако является произведением зодчества, не имеющим аналогов ни на Руси, ни в Западной Европе. Собор представляет собой византийский тип храма с четырьмя столпами и тремя полукруглыми апсидами. Здание увенчано пологим золочёным куполом и ажурным крестом из прорезной золочёной меди с флюгером в виде голубя.
Летопись сообщает, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец». Однако над отделкой трудились не только владимирские резчики, но и греческие искусники, поэтому в белокаменном убранстве собора преобладают элементы, характерные для западных средневековых базилик.
Фото: kolizej.at.ua
Аркатурно-колончатый пояс отделяет нижнюю — «земную» часть храма от верхней — «небесной», проводя грань между материальным и духовным. Четкий ритм колонок, покрытых орнаментальным плетением, дополнен фигурами святых и небожителей, среди которых мы встречаем русских князей Бориса и Глеба, а также небесных покровителей владимирских князей.
Фото: pmvd.info
Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены храма и барабан купола, Дмитриевский собор называют «поэмой в камне», «ковром из каменных узоров».
566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами. На стенах храма земной мир представлен во всём многообразии: здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые. Резные композиции прославляют величие владимирского князя, такого же мудрого как царь Давид, бесстрашного как Александр Великий и сильного, как библейский богатырь Самсон. Главной скульптурной композицией является Давид-музыкант, которого слушают звери и птицы. Окружающие царя львы и голуби символизируют небо и землю, и, следовательно, Давид выступает на миниатюре как представитель Бога на земле и олицетворяет собой идею богохранимого государства.
Фото: travel.rambler.ru
На северном фасаде собора можно увидеть и самого создателя храма: на одной из закомар изображён человек, восседающий на троне с младенцем на коленях. Это князь Всеволод Большое Гнездо с младшим сыном. Рядом с ним высечены фигуры старших сыновей.
Рельеф с изображением князя Всеволода и его сыновей в Дмитриевском соборе во Владимире, Фото: art-alex.ru
В 1237 году храм разделил судьбу столицы Владимирского княжества. Разграбленный и поврежденный татарами, собор впоследствии еще неоднократно горел и подвергался разграблениям. В 1837—1839 годах «знатоки русского стиля» провели по распоряжению Николая I «реставрацию», чтобы придать собору «первобытный вид». В результате храм был изуродован до такой степени, что утратил какое-либо подобие первоначального вида и начал разрушаться. Только последующие реставрационные работы отчасти вернули храму его первозданный облик.
Невооруженным глазом видно, что нижний ярус собора остался без украшений. Дело в том, что первоначально он был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. А с главного, западного, фасада по углам галерей стояли две лестничные башни, напоминавшие башни киевского Софийского собора. Галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но как было сказано выше при реставрации в 19 веке они были разобраны.
Фото: tonkosti.ru
Дмитриевский собор намного красивее снаружи, чем внутри.
…После сплошного ковра белокаменных узоров на фасадах храма ожидаешь увидеть нечто необыкновенное и внутри собора. Но он встречает нас почти первозданной белизной. Кроме рядов тесаного белого камня, увы, на его стенах почти ничего нет.
Приглашенные князем Всеволодом греческие мастера расписали стены такими фресками, что у молящихся, вероятно, дух захватывало от восхищения. Остатки этих фресок, пострадавших за столетия от разорений и пожаров, были сбиты в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками.
В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке стен обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века — сцены из «Страшного суда». Произошло чудо: из небытия возникло одно из лучших созданий древнерусского художественного гения.
Фото: Мария Анашина, anashina.com
Судя по стилю росписи, над фреской работали два мастера — греческий и русский, оба незаурядные иконописцы. Несмотря на то что они придерживались византийского канона церковной живописи, фрески Дмитриевского собора своей реалистической манерой, высоким мастерством и исключительной цветистостью живописи вносят переворот в традиционные представления о византийском искусстве XII века. Лики апостолов исполнены строгой красоты и наделены ярко выраженными портретными чертами. Колорит фресок построен на нежных полутонах — светло-зеленых, голубых, зеленовато-желтых, синевато-серых…
Внутри храм кажется небольшим, да он и на самом деле невелик — ведь Дмитриевский собор строился для княжеской семьи и не был рассчитан на большую массу молящихся. Широкий и мерный ритм поддерживающих своды арок придает внутреннему облику собора торжественное спокойствие, пространство наполнено воздухом и светом. Это, конечно, «дом молитвы» — именно таким и задумывали его древние зодчие.
Фото: Мария Анашина, anashina.com
Русский журналист и писатель Лев Дмитриевич Любимов сказал интересную мысль. Мне она очень понравилась:
«Дмитриевский собор — один из шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа».