Долгое время из РФ слышались оправдания путинским выходкам в стиле: зато он вывел страну из 90-х. Чем дальше уходит то время, тем явственней становится картина того, что никуда 90-е не уходили. Они все время были рядом просто слегка трансформировались, оставив свою сущность в целости и сохранности. Если выразить одним словом то, что больше всего ценилось в 90-е, это конечно же крутость. Внутренне крутость заключалась в хамоватости, а внешне – в больших размерах. Большие тачки, большие офисы, большие дома и яхты, большие перстни и цепи и в конце концов – большие стволы.
GBU-39 высокоточный подарок
В этом месте, один известный персонаж явно оживился бы, отложил сигару и поправил пенсне, ибо это – его тема. Речь идет о еврее, чешского происхождения, который оказался австрийцем и которого почему-то многие считают немцем. Его звали Зигмунд Шломо Фрейд. Он бы авторитетно пояснил, что навязчивая и болезненная тяга ко всему большому является ассиметричной компенсацией ущербности сексуального характера. Похоже на то, что сей недуг поглотил целую страну, а заразил ее персонаж, четко попадающий под фрейдовские теории – недомерок с явными проблемами в интимной сфере.
Как теперь видно, он стремится заполучить себе все самое большое от безобразно растянутого мерседеса до паталогически огромных дворцов и бункеров. То же самое и с оружием. Если посмотреть профильные фильмы российского производства, то явно слышно, как у диктора капают слюни, кода он рассказывает о самых больших атомных подлодках или самых мощных ядерных зарядах. У российского зрителя из провинциального Засратова или Нижнемудинска, просмотревшего такой фильм от канала «Звезда», неизменно возникает эрекция, переходящая в гордость. Она перекрывает все, от нужника с дыркой в полу, до полиции с пустыми бутылками из-под шампанского.
Что характерно, мировые тенденции оборонной промышленности, все быстрее движутся в прямо противоположном направлении. Уже второй десяток лет идет миниатюризация оружейных систем и отдельных боеприпасов. В первую очередь это связано с беспрецедентной миниатюризацией элементной базы, управляющих систем. Теперь, в небольшом объеме и в совершенно смешном весе, можно собрать столько датчиков и вычислительных мощностей, что раньше это было просто невозможно поместить в одном изделии, вменяемых размеров. Раз так, это дает беспрецедентную точность. Отпадает необходимость накрывать площади, занимаемые противником, но использовать единичный боеприпас, точность попадания которого измеряется сантиметрами. В зависимости от назначения, мощность заряда упала от тонн или сотен килограммов, к десяткам килограммов или величинам – менее килограмма. Например, боеприпас прилетит не просто в здание, а в нужное окно или не просто в танк, а в нужную часть танка и так далее. Но сейчас идет работа над тем, чтобы эти боеприпасы работали во взаимодействии не только с оператором или управляющим центром, а даже между собой, подобно рою насекомых. Подобные решения находятся на острие технологического прогресса и внедрить их могут самые развитые страны. В результате, будет достигнут эффект, который оставит низко технологичные системы вооружений просто вне игры. Например, рой миниатюрных беспилотников-камикадзе, выпущенный вблизи комплекса ПВО противника, способен беспрепятственно атаковать огромную бандуру, которая выцеливет что-то в космосе. Причем, потеря части роя – никак не скажется на выполнении миссии.
Те данные, которые можно извлечь из открытых источников, прямо указывают на то, что американские многофункциональные самолеты F-22, а особенно — F-35, являются уже не просто отдельно летящим бойцом, но центром управления миссией. На самом деле, им не обязательно использовать бортовое оружие, но вполне возможно атаковать средствами, которые сопряжены в единую платформу. При этом, беспилотники работают вполне автономно, в рамках дежурной миссии, пока не получат указание цели.
То, что имеется на вооружении прямо сейчас – переходное звено к боеприпасам ближайшего будущего. Управляющие системы для них уже готовы и сейчас идет работа по шлифовке алгоритмов взаимодействия отдельных комплексов оружия. Есть данные о том, что основными транспортировщиками малых боеприпасов будут модифицированные БЛА Reaper, которые должны полностью вытеснить более раннюю модель Predator. Reaper уже готовится принять новые «мозги», дающие возможность работать практически со всем текущим и перспективным вооружением. Беспилотник уже испытывается на предмет надежности нововведений, способных существенно увеличить их боевой радиус. А тем временем, уже идет проектирование совершенно новой машины, которая изначально будет создана для работы в максимально автономном режиме и с оружием нового поколения.
Судя по всему, примерно после 2020 года, Штаты будут оперировать ударными системами, против которых просто бесполезно все то, что сейчас наваяли в области ПВО РФ и Китай. Присутствие такого оружия можно будет идентифицировать исключительно по ярким вспышкам железа, секунду назад бывшего большим и грозным.
Похоже на то, что тяга ко всему самому длинному, толстому и тяжелому, доведет ее обладателей до глобальных неприятностей и в конце концов закончит давнюю традицию 90-х старым утверждением о том, что размер не всегда имеет значение.