21.11.2024

Степан Демура: Слухи о смерти доллара сильно преувеличены, курс доллара будет расти

Степан Демура дал обширное интервью “Новым Известиям”. О курсе доллар, нефти и правительстве России, а также о распаде российского государства.

 

– Многие пользователи Интернета с любопытством наблюдают за вашими выступлениями и лекциями, в которых вы даете оглушительно мрачные  прогнозы: обвал нефтяных цен чуть ли не до 10 долларов за баррель, доллар по 125 рублей и выше…Неужели и в самом деле все так плохо и света в конце тоннеля не видно?  

– Нет, не видно. Даже данные Росстата свидетельствует о том, что экономика страны схлопывается и входит в рецессию. Происходит это потому, что у нас в стране недееспособны ни политическая, ни экономическая системы. После «совка» (имеется в виду СССР – ред.) нам досталась недоиндустриализованная страна с неконкурентноспособными отраслями, включая  добычу сырья и другие производств, которые теперь отмирают вместе с населением в них занятом. Как деревья сбрасывают листья, так же наша экономика сбрасывает с себя бесполезный балласт в виде вымирающих производств. В сырьевой колонии, знаете ли, не предполагается запуск космических ракет.

 

– Вас называют «всадником апокалипсиса» за такие пессимистичные оценки. А если действительно наступит тотальный крах в экономике и политике, что делать будете и что делать нам?

 

– Мне без разницы как меня называют. Хорошо еще, что не «доктор Зло». Что делать? Тут есть два варианта.  Если у вас есть склонности к ловле рыбки в мутной воде и желание жить как в 90-е годы с их бандитскими разборками, то нужно оставаться в России. Если таких склонностей нет, то пакуйте чемоданы.

 

– И куда сваливать?

 

– Да куда угодно. В любую страну, кроме Белоруссии, Казахстана и среднеазиатских государств, переживающих те же постсоветские синдромы, что и Россия. Но везде будет тяжело. Мировой экономический кризис только набирает обороты, он был нивелирован бездумной политикой центральных банков, но всему есть пределы, и эта политика себя исчерпала. А больше пуль в пистолете регуляторов нет… Да, медом нигде не намазано, но за рубежом хотя бы есть шансы. А оставаться здесь, значит, обречь себя на нищенское рабское существование в бандитской среде.

 

– У кого наибольшие шансы на успех среди тех, кто прислушается к вашему совету и решится уехать?

 

– Шансы есть всегда, надо только не бояться их использовать. Умение обосновать, принять и реализовать решение и отличает человека думающего от потенциального раба, не несущего в себе ничего полезного для генофонда и от специалиста по «ловле рыбки в мутной воде», но последних тоже не очень много.

 

– И какие же люди  востребованы в тех самых «развитых» странах?

 

– Сейчас, в основном, востребованы люди, которые могут что-то создавать. И как раз преимущество западного общества на данном этапе состоит в том, что там вся инфраструктура построена под людей, которые что-то создают и их труд высоко ценится. А дешевая рабсила, грубо говоря, таджикские дворники никому не нужны, кроме России.

 

–  То есть мы имеем дело с последствиями неправильной миграционной политики?

 

– Да. Надо понимать, откуда взялись все эти мигранты. Дело в том, что в Советском союзе было принято решение соревноваться с западом по уровню детской смертности. Вот в среднеазиатских республиках и посоревновались. Но если раньше в семьях рождалось по десять детей, а выживали только трое или четверо, то теперь выживают по семь-восемь.  В итоге мы имеем взрывной рост популяции населения, а эта популяция начинает искать пути выхода наружу и едет в Россию.

 

– По-вашему, когда нужно начинать паковать чемоданы, чтобы успеть сбежать от «апокалипсиса»?

 

– Еще вчера. Скоро наступят смутные времена. Осталось ждать недолго. Я думаю, что 2017-2018 годы будут очень тяжелыми, а там уж куда кривая выведет. Вполне допускаю, что в эти годы не удастся даже сохранить территориальную целостность страны.

 

– И все-таки,  какие преобразования, например, в экономике нужны, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

 

– Нужны, в первую очередь, преобразования не в экономике, а в политике. Примеры и рецепты таких изменений давно известны. Посмотрите на Сингапур, Чили, Индонезию, Грузию… – Допустим, власть сменилась, и пришел новый лидер, готовый, как говорится, «поднять Россию с колен»…

 

– Нет, рыцарь на белом коне не приедет. Проблема ведь не только в политиках, но и в народе. Мы имеем дело с последствиями века – отрицательной селекцией в обществе. Питирим Сорокин еще в середине прошлого века описывал этот процесс и называл его «вырождением элит». Ничего странного и нового не происходит – мы наблюдали это десятки раз в истории. А вы хотите, чтобы кто-то разом решил все проблемы? Есть такое выражение: вам засоряли мозги тысячу лет, а вы хотите, чтобы я их за полчаса почистил? Так не бывает.

 

– В России предпринимаются попытки написать новую стратегию развития экономики стараниями Алексея Кудрина, Столыпинского клуба. Неужели целая плеяда маститых экономистов ничего придумать не в силах?

 

– Я их не читаю и вам не советую. Помните, как говорил профессор Преображенский? Не читайте советские газеты. Все эти стратегии – пустая писанина, ни к чему не обязывающая. Что предлагает Кудрин? Повысить налоги и пенсионный возраст. Голубчик, ты идиот?.. В экономике есть понятие «кривая Лаффера», которая описывает расширение либо сжатие ВВП в зависимости от налоговой нагрузки на экономику. Но Кудрин, видимо, не знает этих элементарных, эмпирически проверенных вещей. Так вот эти умники, в том числе и Кудрин, давно попали в налоговую ловушку: они повышают налоги, что приводит к снижению налогооблагаемой базы, в результате чего экономика схлопывается. В Центробанке работает исключительно на то, чтобы заткнуть дыры в бюджете.

 

– То есть  легче сидеть на нефтяной трубе,  даже не пытаясь избавиться от сырьевой зависимости?

 

– А как избавиться, если у нас нет конкурентноспособных товаров и отраслей? Если верить Росстату, у нас импорт в любой производственной цепочке составляет больше 70%, но проблема в другом. У нас неконкурентоспособная экономка и политическая система, поэтому как страна Россия тоже неконкурентоспособна. Невозможно слезть с нефтяной иглы, если у нас делается все, чтобы эту зависимость только углубить. Понимаете, мы продолжаем жить в «совке», даже не в постсоветском обществе, а в «совке».

 

– Вы ведете семинары для финансистов и просто интересующихся современными процессами людей. Есть ли среди них те, кто преисполнен мечтами об изменении экономики и политики России, или большинство просто хочет научиться зарабатывать деньги?

 

– Среди моих слушателей встречаются разные люди. В основном на мои лекции приходят адекватные люди, которые прекрасно понимают, что происходит вокруг, судя по вопросам, которые они задают. Но таких людей слишком мало, чтобы что-то изменить здесь. Ведь проблема России в том, что адекватные люди, способные на великие свершения, страну покидают. Таким образом, процесс отрицательной селекции только ускоряется. И точка возврата, судя по всему, уже пройдена…

 

– Продолжая тему деградации элит, вы согласны с тем, что общество вырождается в общество потребления? Не успел выйти на рынок iPhone7, как уже все говорят и мечтают о нем, выстраиваются в огромные очереди, таким образом мировые корпорации наживаются на «воздухе»…

 

– Главным активом и двигателем экономики сейчас являются идиоты. Большинство так воспитаны с помощью западной модели образования, которую и у нас внедрили в виде ЕГЭ и тестов с четырьмя вариантами. Вот они приходят в магазин и все, что от них требуется – выбрать из четырех вариантов. Им не нужно задумываться – нужен этот товар, насколько он качественен, просто нужно выбрать и купить. Если созданы все условия для того, чтобы наживаться, корпорации будут наживаться – это закон джунглей или, если хотите, дикого запада.

 

– Кстати, у нашего самого известного обличителя «общества потребления» Виктора Пелевина вышла новая книга «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами», где главный герой – трейдер. Не читали?

 

– У меня аллергия на Пелевина. Мне кажется, у людей, которые тащатся от Пелевина с головой не в порядке. Понимаете, жизнь, если к ней правильно подходить и наблюдать за ее явлениями, гораздо интереснее, чем эти непонятные книжки.

 

– Если выбирать между золотом и долларом, во что вы верите больше?

 

– Это одно и то же на данный момент – две резервные валюты. А вообще уже давно не верю, я просто наблюдаю.

 

– Но раньше вы предсказывали дефолт в США, смерть доллара и увеличение спроса на золото…

 

– Минуточку, я же не Хазин, Леонтьев или другие клоуны. Доллар умрет как любая необеспеченная валюта, будет обесценен как любая бумажка, но все это случится в исторической перспективе. А сейчас слухи о смерти доллара сильно преувеличены, наоборот, возможен его сильнейший рост.

 

– А в масонские заговоры тоже не верите?

 

– Теории заговоров бывают разные. Бывают для быдломассы, которой все объясняют кознями жидомасонов, которые против них борются, ну вот у нас в них часто верят. А есть вещи, которые реально существуют. Кто не знает, тот вам расскажет, кто знает, тот промолчит. Да, есть организации, есть стремление к некоему единому мировому правительству, но есть такая прекрасная логическая теорема Геделя, которая говорит о том, что любая замкнутая система неполна. Рано или поздно все эти заговоры и действия, которые предпринимаются по какому-то грандиозному плану, обречены на провал. Но если понимать, что это есть и уметь отслеживать следы, то можно неплохо зарабатывать. Есть две вещи, которые сильнее масонов всех вместе взятых: экономика и финансовый рынок, потому что они влияют на поведение толпы, а толпу нельзя сбить с курса и развернуть ее движение.

 

– Вы жили в Америке долгое время. Американский политический режим вам импонирует больше, чем российский?

 

– Под конец двенадцатилетнего проживания в Америке у меня сложилось очень плохое впечатление. Америка начала превращаться в «совок»: того ты не можешь, этого ты не можешь. «Совок» – вообще мерзкое создание. Знаете, в середине 70-х годов был проведен эксперимент, который назывался «Мыши в коммунизме». В ходе эксперимента популяции мышей были созданы все условия для «творческого развития», им давали пищу, и они не заботились ни о добыче пропитания, ни о размножении, ни о чем другом. Это и происходило в «Совке», а теперь происходит на Западе: деградация политических элит, и в меньшей степени – технических и научных. Тем не менее, на данном этапе развития Америка все же намного дальше ушла от России в плане развития социальных, научных, технологических институтов. Но чтобы увидеть происходящие там процессы, нужно там пожить.

 

– А на каком уровне деградации находится Украина, по отношению к которой вы были очень резко настроены?

 

– Когда начался Майдан, я всегда говорил, что нам до украинцев как до луны пешком: и в плане самосознания и в плане элементарной человеческой гордости и достоинства, хотя у истоков переворота и стояли США. Но украинцы убили в себе раба. Правда, во власти у них дегенераты-1 сменились дегенератами-2. Скоро американцы вдоволь насытятся обещаниями последних и будут мочить и прессовать Украину, делая из нее такую же «витрину» как Грузия. Да, украинцам сейчас тяжело, но у них проблемы не того масштаба. А у нас в общей массе населения так и не возникло прослойки, готовой активно действовать и требовать перемен.

 

–  Как вы относитесь к богатым и богатству?

 

– Меня не волнует количество денег у других, если эти деньги не вынуты из моего кармана.

 

– Делятся ли богатые на «хороших» и «плохих»?

 

– Стадия первоначального накопления капитала в разных странах проходила по-разному, и люди, которые обладают богатством, ведут себя по-разному. Богатство, особенно в России – это вещь временная. Любой уважающий себя вор вам скажет, что украсть и сохранить награбленное – это две большие разницы. Наши олигархи этого не понимают. Еще они не понимают, что любое устойчивое образование в обществе функционирует на одном простом правиле: живи и дай жить другим.

 

– А вы считаете себя богатым?

 

– Мне на жизнь хватает.

 

– Вы резко критикуете политическую и экономическую системы в России. Вы считаете себя «врагом режима»?

 

– Я не критикую режим, я его высмеиваю. Нельзя критиковать то, чего нет. Потому что любой режим – это некая система. А ее у нас нет.

 

– Над режимом вместе с вами смеются многие. Вас устраивает статус шута?

 

– Мне все равно. Меня интересует статус моей семьи, а статус в обществе меня не интересует


67 элементов 1,135 сек.