Канувшие в лету телешоу «Угадай мелодию» и «Розыгрыш» однажды принесли широкую известность молодому Валдису Пельшу. Тогда страна запомнила его как ироничного, остроумного ведущего со странным именем, которое для большинства россиян звучало в диковинку.
Сегодня Пельшу 49 лет, он завсегдатай столичных поликлиник и автор малобюджетных документальных проектов, которые не отличаются особой популярностью. Ведущий по собственному желанию покинул дирекцию детских и развлекательных программ «Первого канала», признавшись в усталости не только от телевидения, но и от жизни в России.
На фоне общей меланхолии Валдис Пельш ударился в ницшеанство, временами критикует власть, скучает по Латвии и переживает о судьбе своего давнего приятеля Андрея Макаревича. Обо всем по порядку он на днях рассказал одному российскому изданию, которое не постеснялось спросить ведущего о его политических взглядах.
«В Москве я вынужден позиционировать себя как россиянина, но если спросят, кто ты по национальности, то я не скажу, что я наполовину латыш, наполовину — русский. Я скажу, что я — латыш. Потому что есть какие-то вещи, которые свойственны латышской нации, и я их ощущаю», – отвечает Пельш на вопрос о своей этнической принадлежности. При этом шоумен добавляет, что Рига привлекает его гораздо больше, чем российская столица.
По-видимому, национальная идентичность Пельша повлияла и на его политическое сознание: в конфликте с латвийскими «черными списками», куда попали многие российские деятели культуры, телеведущий занимает сторону прибалтов, оправдывая их русофобскую деятельность.
«Я с пониманием отношусь к тому, что Латвия запретила въезд некоторым российским музыкантам. Без Кобзона и Газманова фестивали в Юрмале ничуть не утратили своей актуальности, скажу больше: я слышу только позитивные отзывы от местных жителей».
Что касается Андрея Макаревича, то здесь телеведущий полностью на стороне взбунтовавшегося музыканта. Его позицию шоумен готов отстаивать, что называется, до зеленых соплей. И дело тут не только в дружбе. Пельш искренне убежден: «Сегодня, кто первый скажет, что ты враг России, тот и победил», поэтому оппозиционный настрой сотоварища для телеведущего является не только показателем инаковости, но и демонстрацией силы, гордости и абсолютной правоты.
В этом отношении Пельш полностью солидарен с позицией Макаревича по поводу «аннексии Крыма», «озверевшего»российского общества и неверия в нормальное будущее своего государства. Правда, в отличие от музыканта, на публике шоумен предпочитает быть аполитичным, поскольку побаивается прослыть «спекулятивным трибуном».
Однако в политической жизни государства он все же поучаствовал. В 2007 году Пельш по просьбе Олега Быкова и Михаила Барщевского вошел в состав политсовета «Гражданской силы». Его партийная функция заключалась лишь в медийном привлечении электората, до обсуждения государственных вопросов дело не дошло. На этом все и закончилось: через год «Гражданскую силу» распустили, оставив властные амбиции шоумена нереализованными.
Сегодня телеведущий тяготеет к оппозиционным изданиям, которые имеют «свою, четко выраженную позицию». Пельш охотно дает интервью и прибалтийским СМИ, где признается в любви к малой родине и без купюр критикует российские власти. Ко всему прочему, телеведущий любит поругать и СССР, подчеркивая свое латышское самосознание.
«Сталин – упырь! Например, в 1940 году страны Прибалтики путем силовых угроз ввели в состав Советского Союза. Давайте это признаем и закончим на этом! Почему мы не признаем это официально?!» – сетует Пельш.
«Я уже мысленно распрощался с российским ТВ и готов уезжать. Думаю, меня из Академии телевидения уже вычеркнули за неуплату взносов», – на такой минорной ноте завершает свой разговор Валдис Пельш. Остается лишь пожелать ему легкой дороги и места, где его подавленная латышская натура найдет покой и уют.