13.01.2025

Шимон Бриман – Шестидневная война и поздняя любовь винницкого еврея


Роль молодой женщины в мировой истории видна не только в древних легендах о Елене Прекрасной и Троянской войне, но и в ключевых событиях современной эпохи. Одно из них связано со знаменитой Шестидневной войной 1967 года, годовщина которой исполняется 5-10 июня.

Напомним основную канву тех дней: 22 мая 1967 года Египет закрывает Тиранский пролив в Красном море и блокирует Израиль с юга. Из Каира заявляют о скором уничтожении Израиля, египетская армия мобилизуется. Пропаганда всех арабских стран призывает «утопить евреев в море». Министр обороны Сирии Хафез Асад — будущий диктатор и отец нынешнего президента Сирии Башара Асада, заявляет в те майские дни: «Наши силы сейчас полностью готовы к уничтожению сионистского присутствия на арабской земле. Сирийская армия держит палец на спусковом крючке. Я, как военный человек, уверен, что пришло время вступить в войну на уничтожение».

Руководство Израиля во главе с 72-летним премьер-министром Леви Эшколем создает 1 июня правительство национального единства, в которое министром обороны входит Моше Даян, и впервые лидер правых — Менахем Бегин. В напряженных условиях неминуемой агрессии Египта, политики Израиля отдают военным разрешение нанести превентивный удар по египетской армии — и главное, по её авиабазам утром 5 июня 1967 года.

Разгром ВВС противника в первый же день войны позволил израильским ВВС добиться почти полного господства в воздухе. Всего израильтяне уничтожили около 450 самолётов противника, из них 70 в ходе воздушных боёв, а 380 на земле.

Авиация Египта уничтожена на аэродромах, 5-6 июня 1967 г.
Авиация Египта уничтожена на аэродромах, 5-6 июня 1967 г. Фото: пресс-служба ЦАХАЛа.

Практически не встречающие сопротивления бомбардировки арабских колонн и позиций израильскими ВВС, в том числе с применением напалма, были важнейшим фактором деморализации и быстрого коллапса египетской и иорданской армий.

Проходят четыре дня войны — еще никто не знает, что её назовут «Шестидневной». К середине дня 8 июня уже очевиден полный разгром армий Египта и Иордании, египетская авиация догорает на разбомбленных аэродромах, израильская армия взяла Синайский полуостров, вышла к Суэцкому каналу. Освобождены Иерусалим, Иудея и Самария.

Из Москвы, ООН и Белого Дома на правительство Израиля обрушиваются требования остановить наступление. Кремль, находясь в шоке от молниеносного разгрома своих арабских союзников, угрожает начать Третью Мировую войну.

Израильские десантники освобождают Старый город Иерусалима, июнь 1967 г.
Израильские десантники освобождают Старый город Иерусалима, июнь 1967 г. Фото: пресс-служба ЦАХАЛа.

«Разрешите атаковать!»

Египет и Иордания уже разгромлены, но над севером Израиля нависает не разбитый враг — сирийская армия, которая с Голанских высот уже многие годы обстреливает израильские города и кибуцы вокруг озера Кинерет и угрожает Галилее. Ещё 22 мая 1967 года премьер-министр Израиля Леви Эшколь, выступая в Кнессете, возложил на Сирию ответственность за 113 инцидентов — подкладывание мин, диверсии, артиллерийские обстрелы, в период с мая 1965 по май 1967 гг. По результатам действий Сирии, Израилем было подано 34 протеста в Совет Безопасности ООН — но ооновцы не пошевелили даже пальцем для защиты Израиля.

Командующий Северным округом генерал Давид (Дадо) Элазар к утру 8 июня 1967 года ясно понимает, что именно сейчас существует уникальный исторический шанс одним ударом сокрушить Сирию и выбить её со стратегически важных Голанских высот. Но высшее руководство армии и страны не позволяет ему начать широкое наступление. Проведен лишь авиаудар вечером 5 июня, уничтоживший две трети всех сирийских самолётов. Затем четыре дня войны идут вялые артиллерийские дуэли вдоль линии фронта.

Генерал Элазар 8 июня в резкой форме требует по телефону у начальника Генштаба Ицхака Рабина разрешения на мощное наступление, чтобы выбить сирийцев с Голан. Тот отказывает, ссылаясь на запрет министра обороны Моше Даяна. Рабин говорит: «Прилетай в Тель-Авив, доложи сам премьер-министру свою позицию». Элазар мгновенно садится в вертолёт и устремляется в канцелярию Леви Эшколя.

Генерал Давид (Дадо) Элазар в боевом вертолете.
Генерал Давид (Дадо) Элазар в боевом вертолете. Фото: пресс-служба ЦАХАЛа.

Элазар расстилает карту Голан и говорит главе правительства: «Я не прошу подкреплений с других фронтов. Справлюсь теми силами, которые у меня есть. Операция по разгрому сирийцев на Голанах давно нами разработана — только дайте приказ наступать!» Леви Эшколь никак не реагирует и обещает подумать — на него давят и Вашингтон, и Москва, и ООН, требуя остановить боевые действия Армии Обороны Израиля.

Генерал Давид Элазар выходит из кабинета Эшколя в смешанных чувствах — и видит, что из-за военной ситуации в канцелярии главы правительства никого нет. В приёмной пусто — и только жена премьер-министра Мирьям Эшколь сидит за телефонными аппаратами.

Поздняя любовь премьера

Леви Школьник (будущий Эшколь) родился в 1895 году в местечке Оратов (сейчас — райцентр Винницкой области Украины). Приехав в Землю Израиля в 1914 году, он продвинулся в сионистском движении и реализовал себя как успешный администратор в профсоюзах, водном хозяйстве и в министерстве обороны. Он 11 лет занимал пост министра финансов — рекорд в истории Израиля.

Эшколь к тому моменту был дважды женат. Вторая жена — Элишева, тяжело заболела в конце 1950-х годов. В это же время в Иерусалим из Тель-Авива приезжает 28-летняя Мирьям Зеликович, репатриантка из Румынии — она поступила для обучения на вторую степень в столичном Еврейском университете. Мирьям специализируется на истории средних веков и изучает эпоху крестоносцев на Ближнем Востоке. Молодая женщина ищет скромную квартирку и находит для аренды небольшую пристройку — во дворе дома министра финансов.

Со временем Мирьям начинает ухаживать за больной Элишевой и становится другом семьи Эшколей. Но тяжелая болезнь уносит жизнь Элишевы в 1959 году. В начале 1960-х Мирьям заканчивает магистерские штудии и начинает работать научным сотрудником библиотеки Кнессета — парламента Израиля.

В 1963 году Леви Эшколь становится премьер-министром Израиля. Начальник охраны говорит ему: «Вы — первый неженатый глава правительства страны. Я понимаю, что вы будете заводить романы с женщинами, но не бойтесь — мои ребята никому ничего не расскажут». «Наоборот, пусть говорят!» — ответил Эшколь.

Через год 69-летний Леви Эшколь и 34-летняя Мирьям зарегистрировали свои отношения на скромной свадебной церемонии.

Леви и Мирьям Эшколь, середина 1960-х годов.
Леви и Мирьям Эшколь, середина 1960-х годов. Фото: д-р Розенблюм, газета «Маарив».

Весёлая и динамичная Мирьям стала поздней любовью Эшколя, который был вдвое старше её. Их чувства были искренними и взаимными.

Мирьям притягивала внимание и симпатии не только простых израильтян, но и глав иностранных государств. Как эрудированный историк, она общалась с президентом США Линдоном Джонсоном и с бароном Ротшильдом. Как очаровательная женщина, она танцевала твист с генералом Иди Амином — будущим диктатором Уганды.

Мирьям Эшколь с баронессой и бароном де Ротшильд, Париж, 1964 год.
Мирьям Эшколь (в центре) с баронессой и бароном де Ротшильд, Париж, 1964 год. Фото: Fritz Cohen (Israel National Photo Collection).

Победа как подарок

Вернёмся в канцелярию Леви Эшколя вечером 8 июня 1967 года. Понимая, что это его последний шанс, генерал Элазар обращается к Мирьям прямо в приёмной её мужа. Никто другой не в силах повлиять на главу правительства, а решение по Голанам надо принимать немедленно. Истекают драгоценные часы до того мгновения, когда «мировое сообщество» и сверхдержавы свяжут Израиль по рукам и ногам. ООН и Белый Дом требуют согласия Израиля на прекращение огня уже к вечеру 10 июня.

Мирьям Эшколь говорит Элазару: «Слушай, у меня скоро день рождения. Я хочу Баниас».

Почему Баниас? Это развалины древнего города на севере Голанских высот, известного своими памятниками римских времен, водопадами и истоком реки Иордан. За средневековый Баниас шли упорные битвы между крестоносцами и мусульманами. Мирьям Эшколь попросила у генерала в подарок на день рождения то, о чем мечтает любой увлеченный историк.

«Мирьям, я сделаю всё, чтобы у тебя был Баниас, но и ты сделай что-то для этого», — ответил генерал и отбыл к своим войскам на север Израиля.

В ночь на 9 июня 1967 года Давид Элазар получил долгожданный приказ атаковать сирийцев по всему фронту. Ранним утром мощный удар израильского десанта был нанесён на Баниас и далее к горе Хермон — высшей точке Голанских высот. Сирийские позиции были прорваны также в центре и на юге Голан.

Боевые действия Армии Обороны Израиля на Голанах 9-10 июня 1967 г.
Боевые действия Армии Обороны Израиля на Голанах 9-10 июня 1967 г.

Стратегические высоты — горное плато, нависавшее над Кинеретом и Галилеей, были полностью захвачены израильской армией.

Под истерические крики ООН прекращение огня вступило в силу в 19:30 на шестой день войны — 10 июня 1967 года.

Первое, что сделал генерал-победитель Давид Элазар, это направил супруге премьер-министра фотографии из Баниаса. Мирьям Эшколь получила свой подарок ко дню рождения.Six Days_end-of-6-day-war-tiger_1967

Леви Эшколь скончался на посту премьер-министра от сердечного удара 26 февраля 1969 года. Мирьям Эшколь десятки лет возглавляла Центр изучения наследия своего мужа и занималась увековечиванием его памяти. Сегодня ей 86 лет.

Баниас стал местом археологических раскопок. Там создан прекрасный национальный парк, чьи водопады и древние пещеры всегда привлекают туристов на израильские Голанские высоты.

Водопады Баниаса.
Водопады Баниаса. Фото: Управление национальных парков Израиля.


72 элементов 1,206 сек.