Санкт-Петербург считается относительно молодым городом в истории, но на его долю выпало немало испытаний. Губительные наводнения, революции, блокада…Северная столица выстояла. Во многом, благодаря мужеству ее жителей. Но сложно поверить, что обошлось без высшей помощи. Кто охраняет город?…
ТРИ ВЕЛИКИХ ПОЛКОВОДЦА
Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты только начали подступать к Ленинграду, из города стали увозить музейные сокровища и укрывать памятники.
Медного всадника обложили мешками с песком и закрыли деревянным пеналом. Памятник Александру III зарыли в Михайловском саду, для верности насыпав сверху холмик побольше, а вот три великих полководца – Александр Суворов, Михаил Кутузов и Михаил Барклай-де-Толли так и остались на улице.
Этот факт породил красивую легенду. После войны на экскурсиях стали рассказывать, что монументы не укрыли специально – чтобы они поднимали дух солдат и защищали город. Мол, пока эти три скульптуры целы и невредимы, Ленинград будет держаться.
– На самом деле все намного прозаичнее. Эти памятники должны были маскировать, но во вторую очередь, после более значимых. Монументы Кутузову и Барклаю-де-Толли должны были зарыть в сквере напротив Казанского собора, а монумент Суворову – на Марсовом поле.
Но решение об этом приняли только 24 ноября 1941 года. Представляете, какие холода, мерзлая земля, истощенные люди! В то время в Ленинграде была минимальная норма хлеба – всего по 250 грамм рабочим и по 125 всем остальным, – рассказала главный научный сотрудник музея истории Петербурга, кандидат исторических наук Марина Логунова.
Тем не менее, судьба действительно уберегла все три памятника. При постоянных бомбежках города они ни разу не пострадали, и встретили победу в целости и сохранности.
СФИНКСЫ
Сфинкс у Академии художеств
Самым старшим сфинксам Петербурга около трех с половиной тысяч лет. Большую часть своей истории они охраняли гробницу фараона Аменхотепа III недалеко от Фив. Со временем храм разрушился и был погребен под руинами песка. В XIX веке в Египте начались раскопки, а статуи с телом льва и человеческой головой стали первой находкой ученых. Вскоре скульптуры отправили на продажу в Александрию, где их и заметил камергер Андрей Муравьев.
В 1832 году сфинксов поставили на Университетской набережной. Через года про них сложилась добрая легенда. Некоторые верили, что они охраняют город от наводнений. Раньше вода в Неве поднималась выше уровня 200 сантиметров примерно раз в десять лет, а после появления новых скульптур город не знал столь масштабного бедствия больше тридцати лет – до 1863 года!
Мистики предполагают, что сфинксы положительно повлияли на характер Невы, сделав ее благосклоннее к петербуржцам, подобно тому, как Нил благосклонен к египтянам.
Верить в это или нет – каждый решает сам за себя. Но изначально никто не ставил перед скульптурами такой цели.
– Сфинксов привезли в Петербург ради просвещения и установили около Академии художеств, для того, чтобы, по мнению президента Императорской Академии Алексея Оленина, ее воспитанники уже при входе видели «смелое, но еще грубое состояние египетского ваятельного искусства».
Недаром в девизе этого учебного заведения четыре слова: «Живопись. Ваяние. Архитектура. Воспитание», – рассказывает Марина Логунова.
АПОСТОЛ ПЕТР
Изображение апостола Петра на Петропавловском соборе
Тем не менее, даже в ученых кругах признают – хранители у Петербурга есть. Только вот совсем не на земле.
– Петр I понимал, что город искусственный и ему нужны покровители. Но он был глубоко религиозным человеком. По воспоминаниям современников, каждый день посещал церковь, а когда принимал титул императора, произнес три фразы, смысл которых сводился к следующему:
«С Божьей помощью мы победили. С Божьей помощью надо двигаться дальше. А без Божьей помощи с нами будет то, что с Византийской империей». Поэтому не удивительно, что защищать город, по его мнению, должны были не скульптуры и памятники, а святые. Одним из них стал апостол Петр, – рассказывает наша собеседница.
Согласно Библии, Иисус вручил апостолу Петру ключи от ада и рая. Данный сюжет прослеживается в убранстве Петропавловского собора. Во времена Петра на его место стояла деревянная церковь – ода из первых в городе.
– Здесь можно говорить о некой мистике. В 1914 город переименовали и лишили его святого покровителя. Вроде бы, название просто перевели на русский язык, назвали Петроградом из патриотических соображений.
Но не зря говорят: меняешь имя – меняешь судьбу. Несчастья посыпались, как из рога изобилия: несколько революций, гражданская война и распад Российской империи, – говорит Марина Логунова.
АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ
Икона Андрея Первозванного из Андреевского собора
Андрей Первозванный – второй из апостолов, кого выбрал Петр I, чтобы охранять свой город. Согласно приданиям, именно этот святой проповедовал на территории, где позднее образовалась Россия. Дойдя до киевских гор, он произнес: «Верьте мне, что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей».
Затем апостол благословил киевские горы и поставил на одной из них крест, став первым крестителем будущей Руси. Кроме того, согласно древнерусским летописям, Андрей Первозванный благословил место будущей невской столицы во время своего путешествия по славянским землям.
Построить в Петербурге первый храм покровителю задумал еще Петр I. В 1724 году он заказал у шведского архитектора проект Андреевского собора, но возвести церковь так и не успели из-за внезапной кончины императора. Храм на Васильевском острове закончили строить только в 1780 году.
– Частица мощей Андрея Первозванного заложена и в основании Петропавловского собора, – рассказала Логунова.
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Александро-Невская лавра
Третьим покровителем города стал Александр Невский, бивший шведов на невских берегах, как впоследствии и сам Петр I. Петр приказа построить Невский монастырь на месте, где Черная речка впадает в Неву. Согласно преданию именно там происходила невская битва (правда, потом выяснилось, что это не так). Тем не менее, в 1723 году монастырь был достроен, и император повелел перевезти туда мощи великого князя.
– Петр хотел показать преемственность от династии Рюриковичей. Мощи целый год везли из Владимира в Петербург. Царь лично встречал их на ботике (лодка) там, где позже построили Александро-Невскую лавру, – рассказывает наша собеседница.
В советские времена раки вскрывали одну за другой. Власти хотели показать народу, что нетленности мощей не существует. Противники церкви пришли и в Александро-Невскую лавру. Раку вскрыли и отправили ее в качестве экспоната в Эрмитаж. Но музейщики смогли сохранить мощи.
– Их спрятали в коробке в Казанском соборе. Мощи Александра Невского никогда не покидали город, даже во время войны. Есть придание, что пока они находятся в Северной столице, с ней ничего не случится, – рассказывает Логунова.