Если бы современный среднестатистический человек посмотрел на древние египетские письмена, то первая мысль, которая возникла бы в его голове, возможно, была следующей: что означают эти прикольные картинки? Однако над этими «прикольными картинками» ломали головы многие ученые в разные времена. Все они пытались разгадать не просто лингвистическую основу египетской письменности, но и сакральный смысл написанного…
Если говорить о египетских письменах древних эпох, то здесь стоит выделить два главных направления.
Первое направление – бытовое. В этом случае египтологам нередко приходилось иметь дело с надписями, которые делали обычные египтяне, обращаясь друг к другу.
Второе направление – религиозное. Здесь папирусы и древние камни содержат материалы, которые являются письмами египтян разных сословий в адрес богов.
Коснемся рассмотрения именно религиозных вариантов египетских писем, многие из которых дошли до наших дней и представляют огромную культурную и историческую ценность.
В конце 80-х годов итальянскими археологами, работавшими на территории Египта, были обнаружены сотни древних папирусов, содержавших обращения к одному из наиболее почитаемых египтянами богов – Себеку. Это существо является богом-крокодилом, который, по всей видимости, воспринимался в Древней Египте тем, кто может на божественном уровне решить самые разные проблемы.
Имя Себек (Собек) изображался в иероглифической форме как крокодил, взобравшийся на некую усеченную пирамиду. А само божество египтяне представляли на картинках как человека с головой крокодила.
Себек почитался в Египте как бог разлива Нила, а Нил давал Египту не просто воду, но и понятие жизни вообще. Разливы Нила помогали египтянам собирать большие урожаи, и в то же время могли смывать целые поселения. У бога-крокодила в Древнем Египте был даже свой, как бы сегодня сказали, культурный центр. Он назывался в городе Шедит, который позднее греки назвали «Городом гадов» или Крокодилополем.
Здесь археологи нашли более двух тысяч мумифицированных крокодилов, которые хоронились с особыми почестями.
В найденных папирусах археолог и нашли вопросы к Себеку по поводу того, когда начнется следующий разлив Нила, когда в семье появится ребенок, стоит ли в определенное время приступать к работе, кто украл меч и т.п.
По сути, это был самый настоящий «народный бог», который помогал египтянам получать самые различные ответы на интересующие их вопросы. Себек передавал свое суждение через жрецов храма. Благодаря этим письмам, можно сделать вывод о том, чем жили люди Древнего Египта, а это же позволяет сопоставлять их интересы с интересами современного человека и делать вывод, что мы не так уж и далеки друг от друга.
Себек. Навершие храмового штандарта. Бронза. 7-6 вв. до н.э. Париж, Лувр
Фрагмент стелы со священными крокодилами Себека. Известняк. 13 в. до н.э. Нью-Йорк, Бруклинский музей.
Впервые предвечная сила Себека упоминается еще в «Текстах пирамид», где умерший царь отождествляет себя с богом-рептилией, которого рождает и кормит своим молоком предвечная мать Нейт-Мехетурет, небесная корова-пловчиха половодья:
«Себек, зеленый перьями, грозный обликом, широкогрудый, блистательный, выходящий от ног и хвоста Великой, которая есть сияние».
В строках этого же гимна Себек прославляется как Шедит, или «Тот, кто в Шедет» – столице болотистых земель Фаюмского оазиса, где культ крокодила известен с глубочайшей древности.
Фрагмент скульптурной группы Себека и царя Аменхотепа III из храма Себека в Сумену (совр. Махмид эль-Кибли). Алебастр. 14 в. до н.э. Луксор, Музей Египетского искусства.
Более поздние тексты повторяют описание божества, «зеленые перья» на голове которого – это стебли и цветы водных растений, зубы которого сильны и многочисленны, тело которого длинно и могуче. Себек на протяжении всей истории своего культа сохранял наиболее агрессивные качества животного, о чем говорят его эпитеты: «острый зубами», «любящий разорение».
Статуя Маи, чиновника города Сумену, прославляющего Себека. Из храма Себека в Сумену. Черный гранит. 13 в. до н.э. Луксор,
Сексуальная сила Себека, имя которого можно перевести как «Оплодотворяющий», подчеркивается, опять же, в заупокойных текстах, называющих бога «владыкой семени», тем, «кто ест, совокупляясь», «приносящим беременность».
Голова статуи священного крокодила. Серый гранит. 6-4 вв. до н.э. Париж, Лувр.
В египетской традиции крокодил предстает воплощением грозной воли богов, символом неотвратимости судьбы и воплощением могущества водной стихии, реки в период ее неукротимого половодья. В эпоху Нового царства и позже Себек, почитаемый и как благое божество, вынесшее из вод Нила тело Осириса, ассоциировался и с творцом в его солнечной форме:
«Великий бог, чьи глаза – две звезды,
Правый глаз его сияет днем, левый – ночью,
Он, чьи два почтенные Ока Уджат освещают тьму,
Ветер выходит из уст его и ветер северный – из ноздрей его.
Нил течет, словно животворящий пот его и оплодотворяет поля.
Фаллосом своим он наводняет Обе земли тем, что он сотворил.
В панике те, кто есть зло, с явлением его
В имени его Себек-Ра, тот, что в озере своем.
Мощь его велика, подобно могуществу Его Величества Ра,
Когда повергает он врага своего силой своей.
Он – благородный божественной Маат,
Тот, кто судит право двух богов перед Гебом,
Старец, заботящийся о детях своих, дающий [исчезнуть] засухе,
Бог могучий, защитник слабого…»
Культовый менат с эгидой с эгидой и изображением бога Себека. Черная бронза, золото. 11-9 вв. до н.э. Париж, Лувр.
Наиболее хорошо сохранившийся в наши дни храм Себека был посвящен ему вместе с Хоруром в Ком Омбо, где все святилище пересекают параллельные две оси, посвященные божествам. Поблизости от храма был найден некрополь священных животных с огромным числом мумий крокодилов всех эпох. Некрополи с мумиями священных крокодилов также обнаружены в Эсне; в Маабаде, в пещерах Самун, датированных греко-римским временем, хранились тысячи мумий рептилий, включая огромных особей длиной до 9 метров.
Священный крокодил Себека. Черная бронза, золото. 19-18 вв. до н.э. Мюнхен, Египетский музей.
Себек-Ра. Рельеф из храма Себека и Хорура в Ком Омбо. 2 в. до н.э.
Фрагмент статуи Себека из заупокойного храма Аменемхета III в Хаваре ("Лабиринта"). Известняк. 19 в. до н.э. Оксфорд, Эшмолеанский музей.
Фрагмент статуи Себека из заупокойного храма Аменемхета III в Хаваре ("Лабиринта"). Известняк. 19 в. до н.э. Бостон, Музей изящных искусств. (с) фото – MFA
Стела с изображением жреца Пийа с сыном, почитающих бога Себека, владыку Сумену. Известняк. 14 в. до н.э. Луксор, Музей Египетского искусства
Фрагмент магического жезла с изображением крокодила. Кость. 19-18 вв. до н.э. Берлин, Египетский музей. (с) фото – Corbis
Блок, использовавшийся для открывания отверстия в подземное озеро Себека в храме в Сумену. Посвящен Себеку и Хатхор "управляющим сокровищницей Амона" Небнефером. Черный гранит. 14 в. до н.э. Луксор, Музей Египетского искусства.
Магический жезл из Гелиополя. Кость. 19-18 вв. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.
Амулет в виде бога Себека из Гизы. Фаянс. 6-4 вв. до н.э. Бостон, Музей изящных искусств.
Священный крокодил Себека из Дейр эль-Мединэ. Дерево. 13-11 вв. до н.э. Париж, Лувр.
Амулет в виде священного крокодила Себека-Ра. Бронза. 9-6 вв. до н.э. Музей египетской археологии им. Ф. Питри, Лондон.