Блистательный Сергей Маковецкий в нашумевшем спектакле «Бумажный Брак» по пьесе Ганны Слуцки и Сергея Бодрова-старшего в Израиле в сентябре.Спектакль о том, что любовь больше, чем деньги и сильнее, чем смерть. Фигуры расставлены, партия начинается… Чем все закончится и кто победит в этой игре? Зрителю предлагается вынести вердикт самостоятельно.
Сергей Маковецкий в представлении не нуждается. О его популярности красноречиво свидетельствует такой забавный эпизод. Как-то как в метро, когда Маковецкий возвращался из бассейна, у него украли сумку со всеми принадлежностями. К несчастью, там же лежали и документы. Но сокрушался актер недолго. Вскоре у своего порога он обнаружил украденное имущество в целости и сохранности: не только паспорт (из которого, очевидно, воры и поняли, на кого покусились), но и мокрые плавки. Недосчитался он только банных тапочек. «Наверное? воры на память сувенир оставили» – шутил артист.Актер счастливой, но непростой творческой судьбы, Маковецкий искусно плетет тонкое кружево своих ролей. Его творческий почерк индивидуален и радостно узнаваем, словно тавро Мастера на ценных музейных арт-объектах.
А ведь начиналось все не столь радужно. Его талант не разглядели ни в киевском театральном институте, ни в Школе-студии МХАТ, где экзамены проводили Константин Райкин и набиравший в тот год курс Олег Табаков. Более прозорливы оказались в театральном училище им. Щукина: Маковецкий поступил на курс Аллы Казанской, а по окончании училища в 1980 году он был принят в труппу театра имени Вахтангова.
С 1982 года начинается счастливая кинематографическая карьера актёра, а его театральный талант безоговорочно и окончательно расцвел в первых знаменитых постановках Романа Виктюка.
В кино его снимали все культовые российские режиссеры: Алексей Балабанов, Александр Прошкин, Владимир Хотиненко, Вадим Абдрашитов, Петр Тодоровский ,
Кого бы не играл Маковецкий – эпизодическую роль в кинофильме «Взять живым» или главную в постановках театра им. Вахтангова «Евгений Онегин» и «Улыбнись нам, Господи», пародийного персонажа в культовом сериале «Ликвидация» или жуткого – в фильме «Про уродов и людей», актер органично вживается в роль, скорее сживается с нею и оттого его герои столь живы, рельефны, объемны и многогранны. «Актер, который может сыграть все» – так говорят о Маковецком. Труднее всего, по его словам, ему быть «в роли самого себя», о чем он рассказывает на встречах со своими многочисленными поклонниками. Это – от скромности, которая отличает актера и в быту. Характерный штрих – уже лауреатом всевозможных премий и обладателем самых престижных театральных и кинематографических наград, в том числе уже после получения звания Заслуженного артиста Российской Федерации, будучи семейным человеком , Маковецкий 15 лет прожил в общежитии. О своей блестящей и успешной актерской судьбе он отзывается так: «Знаете, что в моей профессии самое сложное? Не стоять под камерами на морозе в минус сорок. Самое сложное – спокойно относиться к своему успеху и радоваться успеху другого».
Его первыми цветами успеха была ветка цветущей вишни, которая росла вокруг школы: какой-то благодарный зритель из одноклассников отломил по пути на премьерный показ в школьном спектакле. Вишневая ветка как провозвестник «Вишневого сада», Чехова, театральной судьбы . Точности ради следует отметить, что Чехов в театральной биографии Маковецкого присутствует «Дядей Ваней», а не садом. Вместо сада первым случился «Лес» Островского.
А ведь в детстве Маковецкий собирался стать врачом, а вовсе не актером. Судьбоносной оказалась случайная встреча в детской библиотеке, где его заприметила учительница английского, которая вела театральный кружок в их школе. По рассказам самого артиста, он очень любил ходить в библиотеку: брал там книжку, а через неделю приносил и сдавал библиотекарю – не читая. И вот в один из таких походов его и увидела учительница. Маковецкий вспоминает: «Сережа, а ты не хочешь прийти к нам в театральный класс? – спросила она меня. – Я пришел, мне дали прочитать отрывок из пьесы Островского «Лес», отрывок, где описывается встреча Аркашки Счастливцева с Геннадием Несчастливцевым. Я прочитал… «Вы хотите принять участие в спектакле?» – спросила учительница. «Не знаю» – буркнул я – Вот эта манера ничего не ответить, когда для себя уже все решил – она осталась по сей день. На другой день я знал свою роль наизусть – память была фантастическая. Больше всего мне нравилось, что на репетиции снимали с уроков. Для большей достоверности я вбил в ботинок гвоздь – чтобы хромать, мне казалось, что так мой герой будет достовернее».
Любовь к достоверности и делает Маковецкого таким убедительным в его ролях. Его герой в «Бумажном браке», больной миллионер Стивен, вернувшийся в Россию умирать от непонятной болезни, а может быть – просто от тоски, в исполнении Маковецкого получился фигурой сложной, многоплановой, неоднозначной, где за мелочными придирками самодура начинают проглядывать метания одинокой, страдающей души. Психологические тонкости оттеняют и партнеры по сцене – восхитительная и неповторимая Елена Яковлева и неподражаемый и любимый Даниил Спиваковский . Блистательное трио, где слава о каждом из участников бежит впереди него, разыгрывает, как по нотам, извечное «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» . Современная хроника семейной жизни может принимать самые причудливые формы. Вот они и сошлись: взбалмошный американский миллионер русского происхождения, сиделка из бывших – но не дворян, а из советской интеллигенции: обладательница университетского диплома, бросившаяся в бурные воды нарождающегося капитализма, создавшая сомнительный бизнес и потерпевшая кораблекрушение. Итог – выброшена на берег необитаемого острова, сиделкой к вышеупомянутому самодуру. Для классического треугольника автор подбрасывает еще один персонаж – доктора Егора, желающего заработать и эмигрировать Фигуры расставлены, партия начинается… Чем все закончится и кто победит в этой игре? Зрителю предлагается вынести вердикт самостоятельно.