22.11.2024

Иллюзия тысячелетия


В мире насчитывается несколько десятков плащаниц, якобы принадлежавших Христу, но наибольшую известность из них получила Туринская. Является ли она тем самым полотном, в которое некогда Иосиф Аримафейский завернул тело Христа? И откуда на ней взялся отпечаток лика человека, похожего на Спасителя? Хотя плащаница считается католической реликвией, подлинность артефакта серьезно оспаривается, в том числе учеными и церковью…

Туринская плащаница представляет собой льняное полотно чуть больше четырех метров в длину и одного метра в ширину, с отпечатком тела человека в натуральный рост и пятнами, которые напоминают на вид пятна крови.

1432740_20111215152553.gif_thumb[1]

Впервые о плащанице было упомянуто в 1357 г., когда один из рыцарей передал ее небольшой французской церкви. В 1898 г. впервые были сделаны фотографии погребальной пелены. После просмотра снимков оказалось, что они отображают удивительно точные и подробные очертания человека и его ран – причём, в негативном изображении.

С тех пор пелену изучали с помощью рентгеновской дефектоскопии, ультрафиолетовой развертки, анализатора изображения, разработанного НАСА, а также химического анализа.

1207495028_12_2ea3751d0166432f03f6b28676102f90107734_thumb[6]

Согласно автору нескольких книг о плащанице, известному скептику, Джо Никелю, неизвестно достоверных исторических документов о ТП старше XIII в..

В 1389 г. французский епископ Пьер Дарси (Pierre d’Arcis) докладывал Папе, что, исходя из корыстных побуждений, церковь наживается на покрывале, нарисованном “хитрым способом”. Изображение мастерски нанесено на обе стороны ткани, в чем признался художник. Этот документ сохранился и до нашего дня.

Даже католическая церковь не признает Туринскую плащаницу как реликвию и официально считает ее иконой, предметом, приводящим людей к вере.

В исследование ТП основную роль играет группа STURP (Shroud of Turin Research Project – Проект по исследованию Туринской плащаницы) из США. Эта группа была создана в 1970-х годах учеными Джоном Джексоном (John Jackson) и Эриком Джампером (Eric Jumper), но вскоре в ней остались только верующие.

Sindone-di-Torino-Illustrazione-di-Giulio-Clovio2-555x736_thumb[2]

Упоминания о плащанице встречаются во всех вариантах Евангелия. Так, апостол Матфей сообщает: «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф.27:57-60).

В конце XI в. в византийских церквях демонстрировались алтарные покровы, на которых виднелось изображение Христа размером в человеческий рост. О них упоминается в ряде источников XIII в. В частности, их видели в Константинополе в часовне Богородицы Фарос, во дворце Буколеон, в монастыре Богородицы Влахернской и соборе святой Софии.

Неизвестно, был ли это один и тот же погребальный саван или разные. После взятия Константинополя в 1204 г. во время крестового похода несколько столетий о плащанице не было слышно.

Sindone-di-Torino-mostrata-al-popolo2_thumb[1]

Вновь плащаница всплыла лишь в середине XIV столетия в Северо-центральной Франции у тамплиеров, объявивших себя хранителями реликвии. Она была выставлена в 1353 г. одним из руководителей ордена, Жоффруа де Шарнэ, в Лире.

В 1452 г. внучка де Шарнэ, которой эта реликвия досталась по наследству, продала ее дому Савойских герцогов, ставших впоследствии итальянскими монархами. Людовик I Савойский хранил плащаницу в Шамбери, где она в 1532 г. пострадала от пожара. После того как в 1578 г. столица герцогства была перенесена в Турин, ткань поместили в специальный ковчег в соборе Иоанна Крестителя, где она находится до сих пор.

Подлинник или подделка?

После того как в 1898 г. фотографом-любителем Секондо Пиа были сделаны снимки плащаницы, на которых обнаружился человеческий лик, встал вопрос о подлинности реликвии и личности того, кто на ней изображен. Однако в те времена провести серьезное исследование артефакта не представлялось возможным.

1281064635_analiz_thumb[2]

Такая возможность появилась лишь в конце ХХ столетия. Так, в 1980 г. известный микроаналитик Уолтер К. Мак-Крон определил, что изображение на плащанице было нанесено с помощью красной охры и киновари. Он заявил, что стекловолокна, которые видны на микрофотографиях кусочков ткани, не имеют к Туринской плащанице никакого отношения.

В 1988 г. три научные лаборатории – Аризонского университета (США), Оксфордского университета (Великобритания) и Федерального политехнического института в Цюрихе независимо друг от друга провели углеродный анализ ткани. При этом материал сравнивали с образцами, относящимися к различным историческим эпохам (к примеру, с мумией древнеегипетской царицы Клеопатры), что позволяло с максимальной точностью подсчитать возраст реликвии.

e5f4d6c5_1[4]_thumb[3]

Результаты исследований примерно совпали. Они показали, что образ Христа на плащанице – это работа искусного художника. Данные распада радиоактивного углерода указывали также и на то, что дата изготовления ткани относится к периоду между 1260 и 1390 гг. Получается, что пресловутый плащ никак не мог принадлежать Христу и все домыслы об этом являются мистификацией!

Саван из Иерусалима

Впрочем, в мире имеется около 40 «реликвий», выдаваемых за погребальное одеяние Христа, и Туринская плащаница занимает первое место среди них по претензии на подлинность лишь благодаря таинственному отпечатку на ней.

Так, в декабре 2009 г. из древнего захоронения, найденного на территории Иерусалима, извлекли части погребального полотна, которое, судя по данным радиоуглеродного анализа, было изготовлено примерно в то время, когда жил и умер Христос, т.е. в начале I столетия н.э.

Исследователей заинтересовал тот факт, что полотно было выткано методом простого двустороннего плетения нитей, тогда как в Туринской плащанице использовано так называемое саржевое (диагональное) плетение, появившееся в Иерусалиме лишь тысячу лет спустя после предполагаемой даты кончины Иисуса.

270px-2types_of_fabric_thumb[3]

Простое и саржевое переплетение нитей (саван I века и Туринская плащаница соответственно)

Однако в сохранившихся образцах пальмирских тканей, произведенных в I-III вв., плетение нитей идентично плащанице.

 

Это может указывать на то, что для савана Христа использовали не дешевую местную ткань, а дорогую «импортную», что вполне согласуется с евангельским повествованием о том, что тело Спасителя было положено в гроб Иосифом Аримафейским, который являлся членом Синедриона и был богатым и знатным человеком.

К тому же, иерусалимское полотно не было цельным, а состояло из нескольких частей. Одним из кусков ткани, по обычаю, покрывали голову покойного. А евангелист Иоанн сообщает: «Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин.20:6-7) .

Так что ответить на вопрос, какой из «погребальных покровов Христа» настоящий и существует ли он вообще, представляется крайне затруднительным.

446073b3c761_thumb[1]

 


67 элементов 1,091 сек.