B 2007 году исполнилось 110 лет со дня проведения I Всемирного математического конгресса (9–11 августа 1897 года, Цюрих).
Конгрессы проходят в норме раз в четыре года. Всего было 24 конгресса, последний в 2006 году в Мадриде (в 1916-м, 1940-м, 1944-м из-за мировых войн конгрессов, естественно, не было).
Математика – строгая наука. Говорят, что в каждой науке столько науки, сколько в ней математики. В математике математики много – причем не только в ее методах и результатах. Строгость результатов позволяет также строго, хотя, разумеется, не всегда безошибочно, оценивать значение работ того или иного ученого. В этом смысле замкнутое сообщество математиков судит своих членов «сурово, но справедливо», как говорится, «по гамбургскому счету». Это проявляется во многих критериях – например, в научных премиях.
Как известно, Нобелевской премии по математике нет. Согласно легенде, Нобель ненавидел наиболее известного шведского математика Г. Миттаг-Леффлера (есть, конечно, романтическая версия, что они не поделили женщину) и, во всяком случае, не желал, чтобы тот получил деньги из его кармана.
Но этот пробел был восполнен Д.Ч. Филдсом. Средней руки ученый, он обессмертил свое имя, отдав деньги на самую престижную математическую премию – Филдсовскую медаль. Начиная с 1936 года ее присуждают (ученым моложе 40 лет) на тех самых Международных математических конгрессах. Всего присуждено 48 медалей. Если говорить о национальности, то среди лауреатов по одному арабу, норвежцу, итальянцу, по 2 шведа, китайца, немца, по 3 русских и японца, по 8 французов, по 12 евреев, по 13 англосаксов.
С 2003 года Норвежская академия наук и литературы присуждает еще одну очень престижную премию, претендующую на звание «Нобелевской премии для математиков» – премию Абеля, в честь великого норвежского математика XIX века. Пока что присуждено лишь пять премий среди шести лауреатов – француз, араб, швед, индус, два еврея. Они представляют Францию, Англию, Швецию и США (три человека). Кстати, все они – математики старшего поколения.
Несомненно, лауреаты Филдсовской медали и премии Абеля входят в число величайших математиков мира, но ими, конечно же, этот список не исчерпывается.
Наиболее точный и статистически достоверный показатель вклада различных ученых и стран в мировую математику связан тоже с Всемирными математическими конгрессами. Среди пленарных лекторов мы действительно находим практически всех наиболее крупных математиков ХХ века.
Всего пленарных докладчиков на Всемирных математических конгрессах было 326. Некоторые делали пленарные доклады два раза, некоторые три раза, а один – знаменитый итальянский математик еврейского происхождения Вито Волтерра (1860–1940) – четыре раза! Естественно, в общем списке каждый из них считается только один раз.
По странам эти ученые распределяются так (имеется в виду не формальное гражданство, а страна, которую ученый представлял на конгрессе, т. е. та страна, в которой он в это время работал):
Бразилия, Испания, КНР, Канада, Венгрия, Ирландия, Бельгия – по одному участнику. Финляндия – 2. Норвегия, Нидерланды, Австрия – по 3. Польша – 4. Израиль – 5. Дания – 6. Швеция – 7. Италия и Швейцария – по 10. Япония – 11. Германия – 20. Великобритания – 21. Франция и СССР-РФ по 35 (причем от РФ было всего лишь 2 докладчика).
США – 144 докладчика (44% от общего количества!).
Если же взять национальный состав, то картина такая.
Перс, араб, финн, ирландец – по одному.
Румыны, индусы, греки – по 2.
Испанцы, венгры – по 3.
Норвежцы, бельгийцы, голландцы, датчане – по 5.
Китайцы и поляки – по 7.
Шведы – 8.
Японцы – 11.
Итальянцы – 13.
Русские – 26.
Французы и немцы – по 32.
Англосаксы (включая шотландцев, а возможно, и ирландцев) – 64.
Евреи – 82.
У восьми человек национальность определить не удалось.
Эти цифры имеют не частное значение – это не какой-то «феномен математики».
Нет, если посмотреть, скажем, цифры по нобелевским лауреатам, то картина почти полностью совпадает. Абсолютное доминирование США, распределение мест между Англией, Францией, Германией – почти такое же.
И точно так же, переходя к национальностям, – на первом месте евреи, на втором англосаксы, дальше (с громадным отрывом) – «все остальные».
Конечно, для кого-то – это всего лишь приятный курьез, который льстит национальному тщеславию. Это понятно – все мы люди.
Другой аспект – эти цифры объясняют причины антисемитизма лучше пудовых трактатов. Высококонкурентоспособные люди вызывали, вызывают, будут вызывать не самые добрые чувства. И часто эти чувства отливаются по «национальному руслу».
Ну и наконец, каковы причины этой высокой конкурентоспособности? Не берусь рассуждать на эту тему – тут тоже написаны тома и тома. Могу лишь «на цифрах» подтвердить существование такого феномена.