Дмитрий Муратов, главный редактор "Новой газеты", в интервью "Эху Москвы" рассказывает о событиях августа 1991 года, которые привели к развалу Советского Союза.
Муратову посчастливилось познакомиться с засекреченными документами по делу ГКЧП, с приговором и материалами следствия. На основании которых, можно сделать вывод о политической подоплеке событий августа 1991 года и о реальных мотивах руководителей путча.
Все началось 29 июля 1991 года, когда Горбачев встретился в Ново-Огарево с президентом РСФСР Борисом Ельциным и президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Меньше чем через месяц, 20 августа, предстояло подписание нового Союзного договора между республиками, которые решили остаться в едином государстве. "Союз должен был сохраниться. Сейчас говорят, что Горбачев развалил Советский Союз, Ельцин. Все поучаствовали. Но! Самое главное, чекистская хунта развалила Советский Союз, они не позволили 20 числа подписать важнейший документ о создании страны ССР, Союза Суверенных Республик. Это должно было состояться 20-го числа, потому так торопились", — рассказывает Муратов.
Перед подписанием этого договора Горбачев, Ельцин и Назарбаев обсуждали самые что ни на есть деликатные проблемы — кадровые. Назарбаева решили рекомендовать на пост главы союзного кабинета министров. А премьер-министра Павлова, министра обороны Язова и председателя КГБ Крючкова — отправить на пенсию. По словам Муратова, не приходя в сознание "от угара и вискаря, создали этот самый Комитет, потому что поняли. Их главная причина была в том, что власть ушла из рук — они больше не властвуют над страной — ни Крючков, ни Язов, ни Павлов, ни вот эти самые министры".
19 августа люди проснулись в стране, где произошел переворот. Валентин Павлов, который все дни путча "стимулировал" себя изрядными порциями спиртного, открыл заседание кабинета министров вопросом: "Ну что, мужики, будем сажать или будем расстреливать?"
А в обращении "К гражданам России", которое подписали президент Ельцин, глава правительства Силаев и исполняющий обязанности председателя Верховного Совета РСФСР Хасбулатов говорилось: "В ночь с 18 на 19 августа 1991 года отстранен от власти законно избранный президент страны. Какими бы причинами ни оправдывалось это отстранение, мы имеем дело с правым, реакционным, антиконституционным переворотом… Все это заставляет нас объявить незаконным пришедший к власти так называемый комитет. Объявляем незаконными все решения и распоряжения этого комитета".
Бориса Николаевича недооценили. Заговорщикам и в голову не приходило, что он станет сопротивляться. Вечером 20 августа на заседании ГКЧП его участники пришли к выводу, что события развиваются неудачно.
Позже Язов отправит Горбачеву покаянное письмо, в котором просит "простить его, старого дурака".
Путчисты-неудачники спровоцировали революцию. Но одни уверены, что та революция только разрушила великое государство. Другие, напротив, считают революцию незавершенной.
Революции заканчиваются разочарованием чудовищно обманутых в своих ожиданиях революционеров. Сбросив тирана, торжествующая толпа расходится в уверенности, что наступило царство справедливости. Но выходят на площадь и ложатся под танки одни. Власть, должности и богатство достаются другим.