Большинство больших и малых писателей в своём творчестве прикипают к одной-двум темам и остаются верными им до конца творческой жизни.
Не подумайте, что основные мотивы в их произведениях возникают как бы случайно, и они ничем необъяснимы. Нет, эти темы, как правило, соответствуют предпочтениям, которые возникают в сознании писателей ещё в юности под влиянием семейного воспитания, окружающей среды и характера.
Такое пристрастие, к примеру, проявилось в творчестве
известного русского писателя Антона Чехова в отношении крещения
евреев.
В ранней юности писатель влюбился в еврейскую девушку, даже звал её замуж, но обязательным условием для замужества выставил требование, чтобы невеста перешла в православную веру. После разрыва с Реве-Хавой Эфрос, так звали возлюбленную, в январе 1886 года влюблённый молодой человек писал В. Билибину, секретарю редакции журнала "Осколки": "Хватит мужества у богатой жидовочки принять православие с его последствиями – ладно, не хватит – и не нужно" (Полное собрание соч. в 13 томах, т.7, стр. 30).
Однако у "жидовочки", так называл как бы влюблённый, но весьма
Расчётливый и циничный православный автор свою избранницу,
"мужества" не хватило, креститься она не захотела и от замужества
отказалась. И поступила естественно и правильно, иначе бы её ждала
участь Анны Павловны, героини пьесы "Иванов", которую автор "заставил" креститься, чтобы она смогла выйти замуж за русского дворянина.
Да и сам Чехов, видимо, понимал, какие тяжёлые последствия грозили
еврейской девушке за отказ от национальных традиций в угоду прихоти
православного писателя.
Этот небольшой эпизод из личной жизни Чехова высветил, словно
прожектором в российской тьме, истинное отношение русского
интеллигента к еврейскому народу.Первая неудача в любви наложила
незабываемый отпечаток на сознание и творчество молодого Чехова.
Уже через восемь месяцев, очевидно в порядке мести, он написал
анекдотичную повесть "Тина", в которой постарался излить своё
раздражение за непокладистость еврейской девушки, а заодно,
и ненависть ко всему еврейскому роду.
Так появилось произведение, о котором З. Жаботинский сказал весьма
резко, но совершенно справедливо и точно в адрес автора: "Случилось
и ему однажды выругаться по адресу жидовки. Тогда он написал свою
«Тину». Это анекдот еще более нелепый и неправдоподобный, чем
тургеневский «Жид», настолько пошлый по сюжету, что и двух строк не
хочется посвятить его передаче. Где это Чехову приснилось?
Зачем это написалось?".
Нужно заметить, что Чехова "прорывало" многократно и зачем-то
писалось до конца жизни в том же недоброжелательном духе по
отношению к нашему народу. Идея приобщения евреев к православию
преследовала семью Чехова, и именно эта навязчивая страсть помешала
его сестре Марии связать свою судьбу с известным художником Исааком
Левитаном. Он также отказался принять условия брачного союза,
выдвинутые её братом и связанные с переходом в православную веру.
Исаак Левитан остался Исааком Левитаном, честь и хвала художнику за
мужество и принципиальность. Очередная месть писателя последовала
в рассказе "Попрыгунья". В этом произведении в образе безвольного,
ничтожного и жалкого доктора Дымова, мужа неверной жены, читающая
российская публика сразу увидела карикатуру на художника Левитана.
Мария навсегда осталась незамужней женщиной, а Левитан увидел
в рассказе пасквиль на свой роман с художницей С. Кувшинниковой
и перестал общаться с семьёй Чеховых.
Идея Чехова о крещении евреев достигла кульминационного воплощения в пьесе "Иванов", в которой автору, наконец-то, удалось согласно своей прихоти заставить героиню Анну Петровну, урождённую Сарру Абрамсон, принять православие и уйти из отчего дома. Еврейские родители от неё отказались, а муж Иванов, образованный дворянин, напившись в очередной раз, в порыве гнева кричал своей жене: "Жидовка!"
От такой "любви" Анна Петровна хирела, тяжело болела, пока не
скончалась, не оставив после себя потомства. Её брак с русским
дворянином, нервным и весьма вспыльчивым человеком, оказался
бесплодным. Другого завершения этого неестественного брака в
реальной русской жизни не могло и быть. И в этом смысле Чехова не
подвёл нюх настоящего художника слова. Таким образом, мечта всей
жизни Чехова оказалась вздорной и невыполнимой. Сам Чехом на
протяжении жизни часто пользовался услугами платных дешёвых женщин, был большим циником, со своей поздней и единственной женой актрисой О.Книппер-Чеховой предпочитал жить в разных городах и скончался таким же бездетным, как и его сестра Мария.
Биографии Чехова и его ближайшего окружения лишь подтвердили
Ущербность и бесплодность замысла писателя с замашками. Тема о том, что Чехов был бесконечным антисемитом, недостойна даже обсуждения, несмотря на глубокую привязанность многих наших читателей к творчеству этого автора. Прочтите в Полном собрании сочинений Чехова переписку писателя с многочисленными друзьями, в том числе его многолетнюю связь с черносотенцем А. Сувориным, редактором газеты "Новое время", в которой автор не стеснялся в выражениях и излагал свои мысли без лукавства. И вы поймёте истинные предпочтения писателя.
Многие русские интеллигенты, как в прошлом, так и в наше время
предпочитают скрывать своё негативное отношение к евреям.
К литераторам еврейского происхождения Чехов относился
снисходительно, по-барски, презирал многих из них. Все еврейские
образы в произведениях Чехова настолько карикатурны, субъективны
и ничтожны, что слова Жаботинского к рассказу "Тина" можно отнести ко
всему творчеству этого русского писателя, включая и пьесу "Иванов".
По поводу этой пьесы, как бы в ответ на замечания Жаботинского, сам
Чехов подтвердил: "Лёг спать, надумал тему и написал"
(В. Левитина. Русский театр и евреи, 1988, т. 1, стр. 91).
Нелепый сюжет пьесы, как и предполагал Жаботинский, возник
в сознании автора во сне, потому что тема принуждения российских
евреев к крещению, преследовала Чехова до самой его смерти.