11.12.2024

Бельгия. Елизавета Баварская. Душа королевы


Блестяще образованная баварская принцесса в начале XX века считалась первой невестой Европы, а стала «всего лишь» королевой Бельгии. Вскоре она разрушила семейную связь с Германией, сопротивляясь ей в годы Первой мировой войны. Но для нацистов она была уже пленницей – из-за капитулировавшего сына. И даже в этих обстоятельствах она спасала тысячи жизней, прятала в своих замках еврейских детей, пыталась остановить депортацию бельгийских евреев в концлагеря. Сегодня ровно 50 лет, как не стало королевы Елизаветы, которой присвоили звание «Праведник народов мира».

Через 30 лет произнесенные ею по поводу межгосударственных отношений слова «железный занавес» повторит Уинстон Черчилль. И это понятие будут впоследствии приписывать именно ему. Еще в 1914 году во время Первой мировой войны, узнав о вторжении Германии на территорию Бельгии, ее королева Елизавета произнесет: «Теперь между Германией и мной упал железный занавес». Оборвав на этом семейно-монархическую связь с Германией, став истинной бельгийкой, она осталась таковой до самой смерти 23 ноября 1965 года, сумев спасти тысячи человеческих жизней во время Второй мировой войны. По большей части – еврейских жизней.

Баварская принцесса Елизавета Габриэла Валерия Мария Баварская родилась 25 июля 1876 года в замке Поссенхофен. Ее отцом был Карл Теодор, герцог Баварии, известный в Европе врач-офтальмолог, а матерью – португальская инфанта Мария Жозе. Крестной же матерью была знаменитая австрийская императрица Елизавета, известная более как Сиси. Получившая блестящее образование, владевшая тремя языками юная принцесса увлекалась музыкой, скульптурой, живописью, египтологией, медициной и зоологией. Она была предметом всеобщего обожания, считаясь первой невестой Европы. В 1900 году она вышла замуж за наследника бельгийского престола кронпринца Альберта, а в 1909 году они стали королем и королевой бельгийцев.

Это был действительно счастливый союз двух любящих, разносторонних и творческих людей. В браке у них было трое детей, первенец стал впоследствии королем Леопольдом III. С первых дней правления молодая королевская чета пользовалась популярностью у своих подданных. Но особенно все любили Елизавету, никогда не остававшуюся в стороне от горя, всегда искреннее сочувствующую страдающим, всегда приветливую и открытую для общения. Известно, что ее слова о железном занавесе в отношениях с Германией были произнесены после того, как германский посол в Бельгии предъявил королевской семье ультиматум с требованием пропустить немецкие войска через территорию страны для нападения на Францию. Услышав о требовании Германии от жены, Альберт ответил: «Бельгия – это нация, а не дорога», – и отверг его.

За годы Первой мировой вместе с маленькой армией своей страны Елизавета оказывала ощутимое сопротивление беспощадности немцев, их варварскому разрушению бельгийских городов. Почти четыре года она провела на фронте, организовав военный госпиталь и работая там в качестве операционной медсестры. Пригодились привитые отцом навыки за время, когда она ассистировала ему во время операций. Ее отец, помимо того, что был Баварским герцогом, получил звание доктора медицины и впоследствии стал успешным офтальмологом. Для Елизаветы это было не показным участием в жизни и борьбе своей страны, не позированием для съемок фотооператоров. И доказательство в том, что спустя полвека, когда 88-летняя Елизавета появилась на параде перед участниками Первой мировой войны, все ветераны поднялись с мест, встречая ее овациями. Ведь перед ними была не просто королева, а женщина, спасшая многим из них жизнь, женщина, которую они видели рядом с собой в траншеях и госпиталях.

После Первой мировой войны Елизавета создает фонды помощи слепым, больным раком и полиомиелитом, организует лечебницы для больных туберкулезом. Она много путешествует. Так, в 1922 году она участвует в знаменитой экспедиции Говарда Картера, во время которой была открыта гробница фараона Тутанхамона, а в 1928 году посещает Бельгийское Конго, где два города в то время уже носили ее имя. Там же она основывает фонд медицинской помощи конголезцам. При ее активном участии в Брюсселе строятся Дворец изящных искусств, Королевская библиотека, создается Национальный симфонический оркестр Бельгии. А восхищенный ее жизненной позицией и талантами Альберт Эйнштейн как-то у нее спросит: «Ваше Величество, у меня есть нескромный вопрос: зачем Вам после всего этого скучная профессия королевы?» Жизнь действительно била в ней ключом, и окружающие восхищались этим. Так продолжалось до 1934 года, когда ее муж, король Альберт, увлекавшийся альпинизмом, погиб, сорвавшись со скалы, а еще через год в автокатастрофе погибла ее невестка. Прекратив всякую общественную деятельность, Елизавета сосредоточилась на воспитании троих осиротевших внуков, двое из которых в будущем станут королями Бельгии.

В эти же годы Альберт Эйнштейн, будучи обеспокоен ее душевным состоянием, напишет ей: «Дорогая королева! Мне сообщили, как тяжела для Вас жизнь и в какую глубокую тоску ввергли Вас непередаваемо жестокие удары, выпавшие на Вашу долю. И все-таки мы не должны горевать о тех, кто ушел от нас в расцвете жизни после счастливых, деятельных и плодотворных лет и кому было дано в полной мере выполнить свое жизненное предназначение… И все же весеннее солнце, как и прежде, приносит с собой новую жизнь, и мы можем радоваться этой новой жизни и помогать ей. И Моцарт так же прекрасен и нежен, каким был всегда и пребудет вовеки. В конечном счете, существует что-то непреходящее, недосягаемое для судьбы и всех человеческих заблуждений. Старые люди ближе к этому вечному, чем молодые, колеблющиеся между страхом и надеждой. У нас есть преимущество: воспринимать красоту и истину в их самых чистых формах».

К общественной жизни ее заставила вернуться уже не личная, а мировая трагедия. В мае 1940 года повторился военный сценарий августа 1914-го: Германия напала на Бельгию. Но на этот раз бельгийская армия не оказала серьезного сопротивления, а сын Елизаветы, король Леопольд III, не последовал примеру родителей, которые в схожей ситуации продолжили борьбу, и капитулировал перед фашистами, всю войну проведя в роли «почетного пленника». Свобода Елизаветы была также ограничена, и все пять лет германской оккупации она провела в замке Лайкен, что на севере Брюсселя. Но, в отличие от сына, сопротивление она оказывала всеми возможными способами. Известны сотни ее писем в адрес фашистского руководства, в которых она пыталась защитить политических узников, сотни обращений попыток использования своего влияния для оказания помощи в спасении евреев и еврейских детей от депортации и нацистов.

Так, в июле 1942 года гестапо начинает массовые аресты евреев в Брюсселе и Антверпене. Елизавета тайно встречается с представителями Ассоциации бельгийских евреев, заверяет, что сделает всё от нее зависящее, чтобы остановить рейды и защитить бельгийских евреев от депортации. И действительно, уже в сентябре благодаря ее беспрестанным просьбам, обращенным к немецким оккупационным властям, удается спасти десятки евреев, которые были членами общины. Увы, не удалось помочь тем, у кого не было бельгийского паспорта – все они были депортированы в Освенцим.

В то же время Елизавета отдает свой замок под приют. Официально приют был для детей бельгийских солдат, однако сюда тайно свозили сотни еврейских детей. Узнав об этом, в сентябре 1943 года в замок приехало гестапо. Однако в списках детей они не нашли ни одного еврейского имени – все они были изменены на христианские. Кроме того, ничего не дали и допросы: как воспитателей, так и самих детей. Воспитатели не сознавались, а обычные бельгийские дети даже не подозревали, что рядом с ними живут и играют дети еврейские. Ни один ребенок из замка не погиб.

Бельгийцы, следуя за своей королевой-матерью,  образовывали отряды сопротивления. И в Бельгии в процентном соотношении было спасено намного больше евреев, чем в других оккупированных нацистами странах. Наверное, именно следуя ее примеру, большинство бельгийцев не поддержали антиеврейские акции нацистов, а многие мужчины на улице снимали шляпы перед женщинами-еврейками, когда евреев заставили носить желтые звезды на одежде.

Отдавая дань уважения Елизавете Баварской, государство Израиль, вскоре после своего основания, присвоило ей почетное звание «Праведник народов мира». Она просто не могла быть безучастной к судьбам тех, кто необоснованно и несправедливо был гоним.
 

Надежда Громова

Автор: Надежда Громова источник


72 элементов 1,504 сек.