От редакции. Данная статья специально написана для нашего ресурса автором Константином
После начала боевых действий на Донбассе, в Украине была кардинальным образом пересмотрена и изменена военная доктрина. В ней четко определено, кто является угрозой для нашей страны на ближайшие столетия. Согласно новой доктрины, предполагается значительное численное увеличение ВСУ и наполнение новосозданных подразделений новой техникой. В зависимости от типа подразделения, его будут комплектовать соответствующими образцами. Но в современной войне, практически любому подразделению, не обойтись без техники автомобильной. Украине в этом смысле повезло, ибо она может самостоятельно производить автомобильную технику, начиная с легких бронеавтомобилей и заканчивая тяжелыми грузовиками различного назначения.
Ведущим автомобильным предприятием в Украине является Кременчугский автозавод «КрАЗ». За свою многолетнюю историю там создали большое количество грузовиков различного назначения, накопили большой опыт производства и эксплуатации. Продукция завода поставляется в более чем 40 стран по всему миру: от Китая, до Ближнего Востока, Африки и Америки. Автомобили используются не только в военном секторе, но и в гражданском.
После начала АТО автомобили «КрАЗ» начала закупать новосозданная в Украине Национальная Гвардия. Поскольку Гвардия создавалась практически на ровном месте, сразу было закуплено около 600 грузовых автомобилей различных модификаций. Впоследствии туда же было продано и несколько десятков бронеавтомобилей «Кугуар» и «Спартан» кразовской сборки. Министр МВД Арсен Аваков пообещал и в дальнейшем поддерживать отечественного производителя, учитывая вполне приемлемое соотношение «цена-качество» и сроки поставок. Плюс гарантийная и пост-гарантийная поддержка предприятия. К сожалению, на этом сотрудничество завода с министерством и закончилось.
Но на заводе не пали духом и еще возлагали надежды на поставки техники для ВСУ. И действительно, начиная с 2015 года МОУ начало активно закупать грузовики для собственных нужд. А летом 2015 года на Чугуевском полигоне президент лично передавал армейцам большое количество автомобилей: 2х- и 3х-осные тентованные грузовики и седельные тягачи, пообещав и в дальнейшем закупать только автомобили собственного производства. Почему это важно, лишний раз пояснять не нужно. На этом бы и радоваться, но оказалось все сложнее. За два года войны на Донбассе МОУ закупило у «КрАЗа» всего 641 грузовик. Нужды государства оказались ниже собственных интересов. Вот с этого момента и начинается самое интересное.
Недавно по миру прокатилась волна «Панамского скандала», в процессе которого были обнародованы собственники некоторых оффшорных компаний, зарегистрированных в Панаме. Среди прочих, там оказались и украинские бизнесмены и политики. Мы не будем здесь перечислять всех упомянутых персонажей этого действа (это может быть отдельная большая статья), а остановимся на одной фамилии. Точнее, двух. Но обе они принадлежат одному человеку. Как так, спросите вы? А вот так, отвечу я! Речь идет о давнем партнёре ныне действующего президента Украины, а именно о Олеге Владимировиче Гладковском, до 2014года Свинарчук. С Порошенко они знакомы почти четверть века. Именно благодаря Порошенко, 13 августа 2014г. Свинарчук, простите Гладковский, становится Главой межведомственной комиссии по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля! Ни много, ни мало. А уже 17 февраля 2015 года – Первый заместитель Секретаря РНБО Украины! При этом, он остаётся единственным бенефициаром корпорации «Богдан», хотя и говорит везде, что отстранён от управления.
И вот, будучи главой межведомственной комиссии, а впоследствии Первым замом Секретаря РНБО, Свинарчук Гладковский активно лоббирует свои собственные интересы, а именно: «приземление» оборонных заказов на заводах «Богдана». В создании «Богдана» в свое время принимал активное участие и Пётр Порошенко, поэтому это и его детище в том числе. Казалось бы, завод производит автобусы для гражданского сектора, при чем здесь «оборонка»? Но оборонные заказы нужны вчера, сегодня и завтра, а автобусы пока не очень. Лично у меня к автобусам марки «Богдан» никаких претензий и замечаний нет. Периодически создаются новые модели различной пассажировместимости и это на несколько порядков выше российских «Газелей», «ПАЗиков» и пр. металлолома.
И вот в различных СМИ и свободном интернете появляется информация о том, на Черкасском заводе «Богдан» для нужд ВСУ уже собирают крупную партию бронированных автомобилей! Т.е. без прохождения тендера, без госиспытаний и прочей бюрократии. Точнее будет сказать, на киевском заводе «Практика». Да, да, это именно та «Практика», выпускающая знаменитый «Козак-2». Процедура такая: в Беларуси закупают шасси автомобиля с двигателем ЯМЗ (ранее, такие двигатели закупали и на КрАЗе, но после аннексии Крыма Россией и начала войны на Донбассе от услуг российского поставщика отказались окончательно и бесповоротно), затем перевозят его в Киев на «Практику» и там уже навешивают на него новую бронированную кабину и бронированный кунг собственного производства. А причем здесь «Богдан», спросите вы? А «Богдан» вешает свой логотип и получает прибыль. Вот и все производство. Белорусское шасси с российским двигателем и шведской бронёй, собранное в Киеве называется «Богдан». Стоит такое изделие минимум на 20% дороже аналогичного «КрАЗа», да и украинских комплектующих там абсолютный минимум. Вот вам и импортозамещение от Гладковского. Хотя на словах пан первыйзам ратует за продукцию исключительно отечественного производства. При этом он не устает убеждать, что никакого конфликта интересов тут нет. Нет и всё! Ведь он против монополии производства и за то, что бы и «волки были сыты, и овцы целы (ну и пастуху вечная память!)». Тогда ему нужно будет создавать альтернативу «Антонову», «Южмашу», «Мотор Сич», «Турбоатому» и многим другим предприятиям стратегического значения. А нужно ли? Может, достаточно завалить заказами уже существующие предприятия, чем искать альтернативы монополистам? И пусть пироги печет пирожник, а сапоги шьёт сапожник.
А тем временем у «КрАЗа» на 2016 год планируют закупить не более 50 автомобилей. И в это число вряд ли войдут бронированные монстры «Шрек» и «Фиона». В марте 2016г. на полигоне в Чернигове, а затем и в Ровно проводились государственные испытания украинских бронеавтомобилей. По итогам испытаний межведомственная комиссия под руководством начальника Генштаба Муженко В.Н. признала «Шрек» и «Фиону» лучшими в своём классе. И это учитывая тот факт, что «КрАЗ» предоставил «Шрека» для испытаний ещё в 2014 году! Два года прошло – а воз (точнее «Шрек») и ныне там. На сегодняшний день НИ ОДНОГО бронеавтомобиля «КрАЗ-Шрек» в частях ВСУ НЕТ! Есть несколько автомобилей в частях НГУ и это всё. Одни говорят, что причины скромных закупок для армии в высокой стоимости автомобилей, другие, что в различных мелких поломках и недоделках. В любом случае, невозможно по достоинству оценить качество бронетехники без серьезных испытаний в экстремальных условиях. Достаточно напомнить, что поступивший на вооружение ВСУ в 2012 году БТР-4Е за два года войны на Донбассе претерпел более 700 улучшений и исправлений в конструкции и сейчас уверенно поставляется в десантно-штурмовые и механизированные бригады. Так же как и другие машины на его базе: БТР-4КШ (командно-штабная), БРЭМ-4К (ремонтно-эвакуационная), БСЭМ-4К (санитарно-эвакуационная).
А риторический вопрос остаётся и звучит так: Ждать ли Украине «пирогов» от пирожника, или все же их будут печь сантехники, сапожники и книгопечатники?
Автор: Константин