24 июня 2016 года Госдума приняла «пакет Яровой» — два законопроекта, которые принципиально изменят жизнь российского общества.
Шестой созыв Госдумы принял немало громких законов и окончательно приучил нас к новым стандартам работы парламента. Закон может прямо противоречить Конституции. Закон не требует особых обсуждений с экспертами. Закон не требует дискуссий — его можно принять в считанные дни. Закон может быть заведомо невыполнимым и никак не отвечать заявленным целям.
Фото: Павел Долганов / Trend Media / PhotoXPress
Дума фактически уничтожила в России свободу собраний. Ввела ограничения, позволяющие контролировать СМИ и сажать людей за перепосты в социальных сетях. Лишила сотни детей шансов уехать из детского дома в иностранную приемную семью. Законодательно оформила гомофобию. Объявила некоммерческие организации врагами. Кажется, никто уже не удивится никакому новому закону. Но в последний день своей работы Дума все-таки сумела удивить.
«Пакет Яровой» обязывает всех операторов связи и многие интернет-ресурсы хранить записи всех телефонных разговоров россиян, всю их переписку, любые сообщения. Когда вы звоните в службу поддержки, автоматический голос предупреждает: разговор будет записан для улучшения качества услуг. Теперь надо мысленно прокручивать это сообщение перед любым разговором — с родителями, друзьями или коллегами. Шифрованная переписка не спасет — закон запрещает использовать шифрование, в котором ФСБ не сможет разобраться. Главный итог «пакета Яровой»: власти объявили каждого гражданина России подозреваемым.
«Пакет Яровой» увеличивает число уголовных статей, по которым будут судить с 14-летнего возраста, в полтора раза — с 22 до 32 составов. В том числе с подросткового возраста будут судить за «недоносительство» о некоторых преступлениях; список статей есть в законе, но кто его будет читать. По сути, власти предложили подозреваемым ловить самих себя, и с самого детства быть готовыми к этому. Точнее, детям и взрослым объясняют: либо ты следователь, либо преступник, третьего не дано.
Обсуждение законопроекта во втором и третьем чтениях заняло у Думы считанные минуты. Депутат от КПРФ Юрий Синельщиков растерянно пожаловался с трибуны, что текст документа смог получить только утром, а вчера ему пришлось узнавать о правках с помощью журналистов. Сложно было поверить пять лет назад, трогательно сокрушался Синельщиков, что мы будем в такой спешке принимать такие важные законопроекты.
Чему же мы в самом деле удивляемся вместе с депутатом Синельщиковым? Пять лет назад выборы в российский парламент прошли с неподдающимся подсчетам количеством нарушений. Попытки граждан выступить против нечестных выборов власти пресекли жесткими запретами, уголовными делами, реальными тюремными сроками. Стоит ли ждать, что Дума, которая начала свою работу с нарушения законов, как-то иначе поведет себя в последний день своей последней сессии.
Да, сегодня беззаконие окончательно стало законом. Да, завтра мы проснемся в другой стране. Слишком часто этими фразами описывалось то, что происходит в России; однажды это оказалось правдой.
Редакция «Медузы»