Клодт Петр Карлович – был великим мастером в создании скульптурных образов.
А лошади ему удавались, ах, как хорошо!
1832 год.
Скульптор получает правительственный заказ на изготовление в полном размере скульптурной группы в Санкт-Петербурге.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
С каждым памятником связаны свои легенды и тайны. Есть такая тайна и у Клодтовских коней.
Приоткроем завесу?
Ну, слушайте.
Фото из Интернета
Небольшое отступление о нашем, о девичьем
О любви.
В русской жизни много светлых образов прекрасных женщин : жен, матерей.
Они не совершили ничего героического. Просто своим присутствием в жизни наполняли ее любовью и лаской, хранили драгоценное тепло семьи и верность.
Свято любимые и свято любящие.
Эти ценности вечны. Пронести это уважение, терпимость и любовь через года – бесценно, согласитесь.
Не все в жизни можно понять головой, многое можно и нужно понимать сердцем.
И чувствовать. И верить.
А жизнь – такая штука, что не знаешь, где найдешь, где потеряешь..
История любви барона Петра Карловича Клодта уперлась в деньги.
Он был влюблен в дочь ректора Императорской Академии художеств Ивана Петровича Мартоса, автора статуи Иоанна Крестителя на портике Казанского собора в СПб, памятника Минину и Пожарскому в Москве и др..
Естественно, бедному художнику было отказано.
К сожалению, в искусстве, как и в жизни, существует своя иерархия – кому быть выше, кому ниже, кому где стоять, на ком жениться…
Кто такой никому не известный барон Клодт в запачканом сюртуке и Катенька Мартос- красавица дочь маститого академика, признаваемого всем миром ?
Есть такая штука, как гордость.
Вот она и взыграла в душе Петра Карловича, гордость предков – вестфальских рыцарей, владельцев замка Юргенсбург.
Скрипнул зубами, поклонился родителям Катеньки.
Улыбнулся некрасивой бедной служанке дома Мартосов Уленьке Спиридоновой и сказал : "Выходи за меня! Мы с тобой пара."
И женился.
Забегаю вперед на несколько лет.
Ох, как жалела потом Катенька! Сколько слез было выплакано! Но глупая баба – есть глупая баба.Тут ничего не поделаешь!
Не разглядела будущего, не увидела талантливого скульптора, не оценила его.
Жизнь у нее не сложилась.Была замужем за богатым врачом и очень рано умерла.
С любовью шутки не шутят. Это серьезно.
Уля принесла в жизнь барона счастье. Веселая, трудолюбивая, неунывающая оптимистка, не красавица, но влюбленная в жизнь и всё вокруг.
Портрет баронессы И.И. Клодт, жены скульптора П.К. Клодта
И случилось чудо!
На следующий день после бракосочетания, барон Клодт получил первый заказ царя…
Фото из Интернета
Очень любил жену барон.
И куда уже без ревности?
И ревновал.
А поклонников у Уленьки было великое множество.
Художники, артисты, политики.
Для всех имела эта женщина доброе слово, хохотушка и проказница. Гости в семье не переводились. Всем хотелось отдохнуть тут душой.
Барон Клодт выходил из себя от ревности.
Но самобичеванием результата не добьешься.
Как?
Как отомстить в веках? И отомстил
Клодт отлил коней в бронзе и установил их на Аничков мост.
Фото из Интернета
Многие поколения любуются этой работой.
Да, стоят толпы людей на Аничковом мосту и заглядывают лошадям под хвост.
Потом стесняются, отворачиваются и снова заглядывают…
Вот она , месть ! На интимной анатомии коня – лицо высокородного обидчика.
Ошибка?
Игра света?
Но ведь это явный портрет в такой унизительной форме.
Кто это ? Наполеон ? Вечный враг любимой родины барона России.
Похож.
Поклонник жены ?
Об этом много было разговоров в то время. И узкий круг посвященных в тайну узнавал это лицо.
Вывод тут один.
Не надо гневить мастера Мы же не знаем,что у него в голове И каким способом он может отомстить
А он может…
Вот она, месть, отлитая в бронзе