Недавно эта тщательно скрываемая информация все-таки просочилась в
СМИ: сразу трое голливудских актеров почти одновременно перечислили на
счет некоего Роберта Винча крупные суммы. Зачем?
Уноси готовенького!
Примерно 30 лет назад малоизвестный американский художник Роберт Винч
(по манере письма напоминающий нашего Шилова) написал портрет одной
семейной пары. Заказчики остались довольны и повесили его в своей
гостиной. А через полгода погибли в автомобильной аварии. Что ж, с
кем, как говорится, не бывает. Затем случились смерти еще нескольких
человек, на первый взгляд никак друг с другом не связанных. Пока
случайно не обнаружилось, что в разное время портреты этих людей писал
тот самый Роберт Винч. Он вообще оказался весьма
плодовитым (опять напрашивается параллель с Шиловым). Когда
журналисты взялись за изучение странных совпадений, то обнаружили:
около 60% тех, с кого Винч писал портреты, умерли не своей смертью.
История получила огласку, от услуг Винча начали бежать как черт от
ладана, а сам он очутился на грани нищеты. И тогда художник взялся за
шантаж: предлагал богатым людям написать их портрет. Те вежливо
отказывались. Это Винча не останавливало: он создавал по памяти и
высылал адресату. Случалось, герой портрета скоро оказывался на том
свете. И тогда Роберту Винчу стали платить за… ненаписанные
картины. По слухам, уже десяток лет Голливуд в складчину обеспечивает
шантажисту приличный образ жизни. Долгое время об этом никто не знал,
пока недавно Бредли Купер, известный сериальный актер, при заполнении
налоговой декларации не смог объяснить, куда делись триста тысяч
долларов. Под давлением прессы пришлось признаться: деньги переданы
Роберту Винчу за то, чтобы он не писал его портрета. А через несколько
дней об этом же заявили еще несколько актеров. Словом,
в ближайшие месяцы Голливуд ждут интересные события. Сколько еще
знаменитостей замешано в такого рода "взяточничестве" – одному Богу
известно. Ну, и Роберту Винчу, естественно.
О ком плачет мальчик?
Да, картины нередко становятся виновниками странных событий.
Например, знаменитая репродукция (репродукция, а не само полотно!) с
картины испанского художника Джованни Браголина "Плачущий мальчик"
подожгла не один десяток домов на севере Англии в середине 80-х годов
XX века. В те годы "Мальчик" неожиданно приобрел популярность. Одна
полиграфическая компания на хорошей бумаге напечатала репродукции,
которые мгновенно разошлись. А потом запылали дома, в которых они
висели. История создания картины такова: моделью для
"Плачущего мальчика" служил сын художника. Малыш отказывался плакать,
и злобный папаша стал жечь возле его лица спички. Наконец ребенок
заревел: "Что б ты сам сгорел!" Не прошло и месяца, как мальчик
скончался от пневмонии, а еще через пару недель в доме Браголина
возник пожар, в котором погиб и сам художник, и почти все его
работы… Славу картины-поджигательницы заслужили и "Водяные лилии"
Клода Моне. Первым от нее пострадал сам художник – его мастерская едва
не сгорела, лишь только последний мазок лег на полотно. Горели и
владельцы "Водяных лилий" – кабаре на Монмартре, дом французского
мецената и даже Нью-Йоркский музей современного искусства.
Кладбище запорожцев
Большим мастером по умерщвлению своих героев был и русский художник
Илья Репин. Едва ли не на следующий день после завершения работы над
их портретами умерли композитор Мусоргский, хирург Пирогов, политик
Столыпин. Писатель Всеволод Гаршин бросился в пролет лестницы после
того, как Репин написал с него этюд головы царевича для картины "Иван
Грозный убивает своего сына". Почти все друзья, которых он запечатлел
на другом знаменитом полотне – "Запорожцы пишут письмо турецкому
султану", по разным причинам умерли сразу после
того, как работа была впервые выставлена. Испугавшись, художник
закрасил на ней изображение собственного сына.
Комментирует искусствовед Маргарита Ахмедова:
– Картины, вызывающие беспокойство, тщательно изучаются
специалистами. Химики исследуют краску и холст, физики – воздействие
солнечных лучей на изображение, парапсихологи ходят вокруг полотен с
биорамками. Результат, как правило, оказывается нулевым. Ничего
сверхъестественного они не обнаруживают. Несколько лет назад в
Эрмитаже пошли на беспрецедентный шаг – изъяли из экспозиции древнюю
икону с изображением Христа. Сотрудники жаловались, что длительное
пребывание возле иконы вызывает плохое самочувствие. Несколько
смотрительниц из этого зала скоропостижно скончались. Приглашенный
специалист, которому я ассистировала, провел экспертизу и установил:
икона распространяет вокруг себя энергию, заставляющую человеческий
мозг вибрировать на большой частоте. А это может вынести далеко не
каждый. К аналогичным выводам в разное время приходили и другие
исследователи: в Новой и Старой Пинакотеке в Мюнхене, в Лувре, в
других галереях устанавливали приборы, фиксирующие движения глаз
зрителей и время, проведенное у картины. Было доказано, что
в ряде картин явно присутствует некая энергия: художники вкладывали в
них всю душу, насыщая полотна огромной энергией, которая за
десятилетия или века своеобразной "выдержки" в какой-то момент может
достигнуть критического уровня и непредсказуемо "выстрелить". Но
ответа на вопрос: когда и в кого будет направлено это оружие – пока, к
сожалению, нет. Поэтому позвольте совет, нетипичный для искусствоведа:
если какое-то полотно вызывает у вас дискомфорт, срочно уйдите от
него! Не играйте с судьбой…
Полина Ларина