Рассматривая картины художников Возрождения и более поздних веков, приходится часто удивляться: в одной сцене изображены люди, взятые как будто из разных времен. Одни явно выглядят как представители средних веков, другие – как персонажи античности.
Порой невозможно понять, к какому времени можно было бы отнести того или иного героя картины, настолько противоречив его внешний облик, сочетающий элементы одежды разных эпох. При этом речь идет не о каких-то метафорических или аллегорических изображениях, а о реальных сценах из жизни.
Пьеро делла Франческа. Битва Ираклия с Хосроем (фрагмент). Ок. 1460 г.
Здесь на переднем плане изображен воин, облаченный в типичный античный хитон. За фигурой этого древнего «гладиатора» мы видим классических средневековых рыцарей.
Изображенное событие относится к VII веку, однако эта датировка для нас сейчас не имеет значения. Это касается всех рассматриваемых здесь картин. Важно лишь то, что художник показывает нам персонажей, которых, судя по их внешнему виду, мы вынуждены отнести к разным временам. Сам он, конечно, об этом не думал и облекал своих героев в одеяние одной эпохи.
Если бы мы смотрели на картины, на которых, например, античные персонажи изображены только в средневековых одеждах, – а таких достаточно много, – то могли бы предположить, что таковым является авторский замысел. Или, что художник в своем средневековье просто не имел понятия, как выглядели люди в древности, и рисовал их как своих современников. Именно так объясняют данные несуразности историки. Однако в данных случаях мы сталкиваемся с картинами, в которых можно увидеть одновременно античность и средневековье.
Почему художник смешал различные культуры? Не очевидно ли, что на самом деле он отобразил ту культуру, которая была ему хорошо знакома, и так, в «античной» и «средневековой» одежде, ходили люди одного времени?
На одной из картин Кальяри, более известного как Паоло Веронезе, изображен сотник, предстающий на коленях перед Христом. Это распространенный христианский сюжет. Сотник одет как типичный античный римский военачальник. Солдаты же за его спиной одеты и вооружены так, как это было в позднем средневековье. Остальные персонажи также облачены в средневековые одежды.
Паоло Веронезе. Христос и сотник. Сер. XVI века.
Несмотря на то, что сцена изображает событие I века н.э., мы видим, что Христос и сотник «перенеслись» на полтора тысячелетия в будущее. И вопрос не в том, почему художник поместил это событие в такую позднюю эпоху, хотя это уже само по себе есть заслуживающий серьезного анализа момент, а в том, почему античная одежда соседствует со средневековой.
Очевидно, что для художника все участники одеты в этом смысле одинаково, и никакого анахронизма он здесь изображать не собирался. «Античное» одеяние сотника – это одежда средневековая, из чего можно сделать предположение (а, глядя на другие картины, – и вывод), что вся изображаемая античность – это изображение средневековья.
Естественно, что люди всегда одевались по-разному: для жаркой погоды – без рукавов и с голыми ногами, для холодной – в более теплой и закрытой одежде. Стараниями историков «полуголые» стали персонажами Античности, а «одетые» – Средневековья. Получилось две различные европейские культуры, которые, в силу различия, не могли существовать одновременно, и были искусственно хронологически разделены. Так называемая Античность «уехала» на многие столетия в прошлое, и мы получили нелепую и противоречивую историю.
Паоло Веронезе. Семья Дария перед Александром. Ок. 1570 г.
На этой картине изображен Александр Македонский со своей свитой и семья побежденного им персидского царя Дария. Ничего персидского или древнего в родне Дария мы не видим – обычный европейский средневековый вид. И, скорее, даже не средневековый, а более поздний. Судя по одежде женщин, а также по архитектуре, это больше напоминает XVII-XVIII века.
Александр на картине выглядит странно. Не в том смысле, опять же, что он помещен в явное средневековье, а в том, что его одеяние представляет смесь античных и средневековых одежд. Убрать из его облачения чулки и длинные рукава – и можно отправлять в глубокое прошлое командовать античными воинами. Неразбериха и в облачении его сопровождающих: голые ноги и средневековые латы.
Гаспар Дизиани. Семья Дария перед Александром Великим. XVIII век.
Тот же сюжет. Интересно, что обе картины похожи, а некоторые детали просто идентичны. И получилось все то же самое – позднесредневековый вид с явной примесью античности. И опять речь идет об Александре, который здесь еще больше напоминает антика. Так может, подобная античная одежда – это обычная для нового времени «форма» военачальников?
Интересно также и то, что с момента появления картины Веронезе до творения Дизиани прошло более полутора столетий, но с художественной точки зрения никакой разницы между двумя картинами нет. Можно подумать, что искусство столько времени никак не развивалось. Скорее же всего, Паоло Веронезе и многие другие великолепные художники Возрождения жили и творили позже того времени, в которое их поместили историки.
Гаспард де Крайер. Александр и Диоген. XVII век.
Еще один Александр Македонский. Фламандский художник изобразил встречу Александра со знаменитым философом Диогеном, жившим в Малой Азии. Судя по цельнометаллическим доспехам, дело происходит в средневековье, а судя по другим деталям – в античности.
Эль Греко. Мученичество святого Маврикия (фрагмент). 1580-81 гг.
Нечто похожее мы видим и на картине «Мученичество святого Маврикия». Кажется, здесь изображены античные воины, однако типичный средневековый рыцарский шлем в руках подростка-оруженосца и сами рыцари, выглядывающие со второго плана, сбивают с толку. Не зная сюжета, понять, какое время пытался отобразить художник, просто невозможно.
Рафаэль. Крещение Константина (фрагменты). 1520 г.
«Крещение Константина», после всего сказанного выше, уже можно не комментировать: все и так ясно.
Произведения живописи являются культурно-историческими памятниками, по которым мы можем судить о том, как выглядели люди в то или иное время. И если мы видим традиционные культурные элементы античной цивилизации в позднюю эпоху, значит нужно делать соответствующие выводы.
Очевидно, что никакой культуры античности, а вместе с ней и самой Античности как древней эпохи, не существовало. Все это есть культура Возрождения или даже, лучше сказать, Нового времени, часть которой из-за неверной, ошибочной хронологии стала древней. А учитывая классические мотивы, присутствующие на многих памятниках того времени, нужно хронологически перенести эту культуру в еще более позднее время, в XVII-XVIII века. Но это уже – другая тема.
Вячеслав Лопатин
Опубликовал сергей water, 25.08.2014 в 06:47
Источник: http://lostcivilizations.ru/bl…
Автор: Вячеслав Лопатин