Загадочный Тибет давно привлекал к себе не только путешественников и учёных. Великобритания, Индия, Китай – кто только не пытался установить свою власть над труднодоступной горной страной. При этом решения своих специфических задач руководители этих государств часто поручали людям, чей опыт, знания и склонность к авантюре могли принести успех. Сегодня мы расскажем об одной драматичной истории, связанной с именем нашего прославленного соотечественника Николая Константиновича Рериха.
Первые связи России с Тибетским религиозным государством пыталась наладить ещё Екатерина Великая. Группе паломников-калмыков, которые шли на поклон к Живому Богу в Лхасу, она поручила передать Далай-ламе своё послание и ценные подарки. Советская власть тоже активно заинтересовалась Тибетом. Правда, с определёнными целями. Главной из них значилось ослабление влияния Англии в этом регионе с последующим проникновением в Индию, где «угнетённые народы многомиллионной страны» могли бы начать борьбу за высокие коммунистические идеи.
Посланец Дзержинского
В сентябре 1925 года в лагере международной Центрально-Азиатской экспедиции в индийском городе Леха появился странный человек в одежде монгольского ламы. Начальником этой экспедиции был Николай Константинович Рерих – известный в Европе и Америке востоковед и художник, к тому времени эмигрировавший из советской России. По поводу появления гостя ироничный Рерих написал своим друзьям: «Как глубока эта организация лам!» Незнакомец был оперативным сотрудником ОГПУ Яковом Блюмкиным. Бывший эсер, участник покушения на германского посла Мирбаха в 1918 году, он являлся оперативным сотрудником в ведомстве Феликса Дзержинского. Он исчез так же внезапно, как и появился, но обещал присоединиться к экспедиции через три дня в монастыре Сандолинг, куда направлялась экспедиция. Так и произошло. Только на этот раз «лама» был одет купцом из Яркенда. Здесь-то Рерих и обнаружил, что «купец» неплохо говорит по-русски. Более того, у них нашлись общие знакомые, среди них нарком иностранных дел Чичерин. Однако о целях своих таинственных исчезновений загадочный гость не говорил. Хотя Рерих догадывался, чем именно его экспедиция может заинтересовать ЧК.
Пленники Далай-ламы
Официально задача этой экспедиции, которую спонсировало правительство США, формулировалась как попытка воссоединения восточных и западных буддистов под знаменем Далай-ламы. В октябре экспедиция пересекла границу и продолжила свой путь по Западному Китаю.
Среди местных племён прошёл слух, что «приехал американский король». Но «королю» и его свите скоро пришлось пережить то, что не могло и присниться. На высокогорном плато Чантанг их продержали пять месяцев при морозах под 40.
В июне 1926 года Рерих и Блюмкин вместе прибыли в Москву. Там Николая Константиновича познакомили с начальником спецотдела ОГПУ Глебом Бокием. Шёл разговор о новой экспедиции. Её целью было провозглашено достижение Западного Тибета с целью сближения с народами Востока на основе общих положений буддизма и коммунистических идей. Была и конкретная «кадровая» задача – смещение несговорчивого Далай-ламы на опального Таши-ламу, который скрывался в Китае от тибетских властей. Однако при этом формулировалась и секретная цель: чекистов очень интересовало сверхмощное оружие, секретом которого якобы располагали тибетские хранители древних знаний.
В марте 1927 года в Улан-Баторе началась серьёзная подготовка к новой экспедиции. Москва выделила пять дорожных автомобилей. Вскоре Трансгималайская экспедиция стартовала. Путешественники шли под американским флагом, советские паспорта старались не показывать. Как писал врач экспедиции Рябинкин, шли ночами, «опасаясь шаек различных племён». Унылый чёрно-серый пейзаж пустыни Гоби однажды оживили большие изображения на земле «обнажённых мужских и женских фигур». Среди местных племён прошёл слух, что «приехал американский король». Но «королю»» и его свите скоро пришлось пережить то, что не могло и присниться. На высокогорном плато Чантанг, где температура по ночам падала до минус 40 градусов, экспедиция пробыла больше пяти месяцев, ожидая разрешения на въезд в Лхасу. За это время умерли пять человек и почти все животные. Письма властям Тибета и Британской Индии не помогли – участникам экспедиции запрещалось выезжать из лагеря, а местному населению было приказано не общаться с ними. В марте 1928 года экспедиция получила наконец разрешение вернуться на родину. Как оказалось, за нашим отрядом давно и очень внимательно следили спецслужбы Великобритании, которыми здесь руководил подполковник Бейли. В подробном отчёте, составленном опытной разведчицей Тиной Уэйр, Рерих был представлен как «агент красных русских». Послушный Лондону Далай-лама потому и не пустил европейцев в свою столицу.
Немцы искали святилища ариев
После провала экспедиции семья Рерихов предпочла остаться за границей. В Москве результаты экспедиции оценили как «малозначительные», однако Блюмкина и Бокия при этом наградили «за представленные доказательства существования Шамбалы». Если эти доказательства действительно существуют, то они находятся в архивах Службы внешней разведки РФ. Рассекретить эту информацию собирались в 1993 году, потом в 2000-м. Прошло ещё 15 лет – пока что документы по-прежнему хранятся в секретных сейфах.
Впрочем, за тайнами Шамбалы охотился не только Советский Союз. В 1939 году на вершине горы Канченджанга, где, по тибетским преданиям, находится один из входов в Шамбалу, неожиданно заработала радиомачта. При приближении к горе выяснилось, что подходы заминированы, причём взрыв неминуемо вызвал бы губительные лавины. Ретранслятор работал здесь до 1942 года, после чего англичанам всё-таки удалось его уничтожить. Они нашли здесь и остатки лагеря, который оставили люди штурмбанфюрера СС Эрнста Шеффера. Охотник и биолог, Шеффер давно занимался изучением природы и обычаев жителей Тибета. Пследнюю его экспедицию в этот удивительный край финансировала организация Аненербе, которая начинала свою деятельность как Бюро по изучению наследия предков.
В 1937 году Гиммлер ввёл Аненербе в состав СС. Для многих немцев в начале XX века была популярна идея о том, что они потомки арийцев, переселившихся на юг из Гипербореи. Гитлер, склонный к мистицизму, как раз выстраивал стратегию захвата Европы, России и Центральной Азии представителями арийской расы. Особая роль в этих планах отводилась тибетцам, которые, по результатам исследований антрополога Бруно Бегера, участника экспедиции Шеффера, занимают среднее положение между монгольской и европейской расами. Регент Тибета Квотухту посылал фюреру подарки, своё послание ему он начинал словами: «Глубокоуважаемый господин Король Гитлер, правитель Германии». Сам Шеффер упорно искал контакт с высшими силами, управляющими сказочной энергией Тибета. Существует версия, что Шефферу тибетские власти разрешили вхождение в подземные святилища, где он прошёл обряд обретения ясновидения. Был ли он в Шамбале? Все документы, связанные с миссией Шеффера, до сих пор не опубликованы. Их обещают рассекретить в 2044 году.
Владимир Суичмезов Газета «Наша версия» №43 от 09.11.2015