Следствие шло полтора года, суд длился восемь дней. Обвиняемый, Самуил Шварцбард, свою вину не отрицал, но и не раскаивался. «Я застрелил убийцу», – всё повторял он, и наконец 26 октября 1927 года присяжные парижского суда с ним согласились. Они признали, что убитый Симон Петлюра был полностью ответственен за проходившие на Украине еврейские погромы, и оправдали Шварцбарда, потерявшего в той кровавой резне 15 членов своей семьи.
25 мая 1926 года в Париже произошло убийство. Средь бела дня один мужчина подошел к другому и спросил у него по-украински: «Вы – господин Петлюра?» Получив утвердительный ответ, первый из них достал пистолет и трижды выстрелил второму в грудь. Место преступления стрелявший покидать не стал. Он размеренно и неторопливо закурил папиросу и, дождавшись приезда полиции, сдал им оружие, сказав: «Я убил убийцу». Это был Самуил Шварцбард, только что застреливший Симона Петлюру – бывшего главу Директории Украинской Народной Республики в период с 1919 по 1920 годы.
В ходе следствия, находясь в заключении, Шварцбард не скрывал, что он просто мстил. Мстил за своих родных и остальных невинно убиенных евреев в годы правления Петлюры. В суде было доказано, что в ходе еврейских погромов на Украине в 1918–1920 годах погибли 15 членов его семьи, и погибли они от рук петлюровцев.
Шулэм-Шмил (Самуил) Шварцбард родился 18 августа 1886 года в Российской империи в городе Измаил в семье Исаака Шварцбарда и Хаи Вайнберг. После царского указа о выселении евреев из приграничной зоны семья переехала в Балту, где юноша увлекся анархистскими идеями, подвергался арестам и даже принимал участие в событиях 1905 года. После неудачной революции он уехал из России. Жил в Румынии, Будапеште, Вене, Италии, а в 1910 году обосновался в Париже, где работал часовщиком.
С началом Первой мировой войны Самуил вместе с братом вступил во Французский Иностранный легион, заслужив высшую награду легиона – орден Боевого креста. Однако, получив тяжелое ранение, был демобилизован и в 1917 году, на фоне прошедшей революции, вернулся вновь в Россию. Вступив в Красную армию, он участвовал в боевых действиях на Украине в рядах бригады Котовского, но, разочаровавшись в советской власти, опять уехал в Париж. Здесь его чуть позже и настигло известие о гибели родителей и других членов семьи во время прокатившихся по Украине массовых еврейских погромов.
Свои мысли о жестокости случившегося он отразит в своем поэтическом сборнике «Мечты и действительность». Кроме того, тогда же он займется левой публицистикой под псевдонимом Бал-Халоймэс, активно сотрудничая с местными анархистскими кругами. В друзьях у него окажутся Нестор Махно, Петр Аршинов (П. Марин), Волин (В.М. Эйхенбаум), Эмма Гольдман, Молли Штеймер, Сеня Флешин и Александр (Овсей) Беркман. Всё это время Шварцбарда не покидали мысли о мщении. Вот почему он не сомневался ни на минуту, когда узнал из газет о пребывании в Париже Симона Петлюры. Он четко знал: человека, под чьим управлением войска на Украине массово расправлялись с еврейским населением, в том числе и с его родными, нужно убить.
Впоследствии на суде в качестве свидетеля выступит Нестор Махно. Он расскажет, что Шварцбард делился с ним своими планами, в ответ на которые Махно пытался его переубедить, поскольку сам не считал Петлюру антисемитом. Однако Махно со своей точкой зрения остался в одиночестве. Показания свидетелей преступлений петлюровцев в отношении еврейского населения Украины были гораздо эмоциональней и многочисленней. На защиту Шварцбарда встали Ромен Роллан, Анри Барбюс, Максим Горький, физик Альберт Эйнштейн. Сторона обвинения и сторонники Петлюры опровергнуть еврейские погромы были не в состоянии, поэтому усилия их были направлены в основном на доказательство того, что сам Петлюра таких приказов не отдавал, а, наоборот, как мог, с этим боролся. Соратники убитого предъявили на суде около 200 документов, свидетельствующих о том, как отчаянно Петлюра боролся с антисемитами, включая даже смертные приговоры погромщикам. Только вот защите Шварцбарда удалось доказать, что представленные документы являются фальшивкой, а указанные в них расстрелянные погромщики – живы и невредимы.
По всей видимости, Петлюра действительно самолично никого не убивал. Возможно, даже не отдавал распоряжений на этот счет, но вот воспрепятствовать трагедии, унесшей тысячи еврейских жизней в годы его правления, он не счел нужным. И уж тем более он не был защитником евреев, как пытались доказать его соратники в зале суда в 1927 году. Пытаются доказать это и ныне, а споры о том, являлся ли сам Петлюра антисемитом, продолжаются до сих пор. Именно этот вопрос и решался тогда на судебном заседании по делу Шварцбарда, именно от его решения и зависел вердикт присяжных заседателей о его виновности. И именно тогда его защитник Анри Торрес четко сформулировал, что «как глава УНР Петлюра нес полную ответственность за то, что происходило на подконтрольных ему территориях, в том числе за действия подчинявшихся ему формирований».
С этим согласилось большинство присяжных заседателей. Шварцбард был полностью оправдан. После закрытия заведенного на него уголовного дела он решил эмигрировать в подмандатную тогда Палестину, но британские власти отказали ему. Он продолжил заниматься литературой, писал на идише, много путешествовал, собирая материалы для «Еврейской энциклопедии». За сбором сведений его настиг сердечный приступ в Кейптауне 3 марта 1938 года. Его останки будут, в соответствии с его завещанием, перевезены и перезахоронены в Израиле в 1967 году, а в его честь названы улицы в Иерусалиме и Беэр-Шеве. Одна из улиц, хоть и не носит его имени, но посвящена ему – улица Мстителя. Героя-мстителя за трагедию своего народа.
Но каждый народ выбирает себе своих героев. Улицы десятков городов Украины носят имя Петлюры. Здесь выпускают памятные монеты в его честь, устанавливают памятники. К ним возлагают цветы возведшие его в ранг «мученика за свободную Украину».
Алексей Викторов