Владимир Маяковский и Вероника Полонская
Когда пишут о музах Владимира Маяковского, то, конечно же, в первую очередь упоминают Лилю Брик – женщину, любовь к которой он пронес через всю жизнь. Но дело в том, что в его судьбе были не менее знаковые героини, о которых известно гораздо меньше. В частности, Вероника Полонская – актриса, ставшая последней любовью поэта. Именно она находилась с ним в последние минуты его жизни, ее имя упомянуто в его предсмертном письме.
Кадр из фильма *Три товарища*, 1935
Вероника Полонская – актриса МХАТа, в кино дебютировала в фильме Лили Брик и Владимира Жемчужного «Стеклянный глаз». С Маяковским ее познакомил Осип Брик. На тот момент Маяковскому было 36 лет, Веронике Полонской – 21. Она была замужем за актером Михаилом Яншиным. Несмотря на разницу в возрасте и семейное положение актрисы, роман развивался стремительно.
Кадр из фильма *Три товарища*, 1935
Говорят, несвободные женщины – это рок, который преследовал Маяковского всю жизнь. Лиля Брик была замужем, у Татьяны Яковлевой было еще три поклонника, кроме него, Вероника Полонская так и не поддалась на его уговоры и не развелась с мужем. Поэт очень тяжело переживал вынужденную необходимость делить любимых женщин с другими мужчинами. Никто из них не принадлежал ему до конца.
Вероника Полонская в интервью вспоминала: «Человек он был со сложным, неровным характером, как всякая одаренная личность. Бывали резкие перепады настроений. Было нелегко, к тому же у нас была большая разница в возрасте. Это вносило определенную ноту в наши отношения. Он относился ко мне, как к очень молодому существу, боялся огорчить, скрывал свои неприятности. Многие стороны его жизни оставались для меня закрытыми. Все осложнялось еще и тем, что я была замужем, это мучило Владимира Владимировича. Он ревновал меня, в последнее время настаивал на разводе».
«1930 год начался для него скверно. Много болел. Неудачно прошла его выставка, никто из коллег не пришел, хотя было много молодежи. Еще одна неудача – премьера «Бани» в марте. Начались разговоры, что Маяковский исписался, и он это слышал. А у меня как раз в это время тоже не ладилось в театре. Он хотел, чтобы я ушла из театра, чего я не могла сделать. Мы ссорились, иногда из-за мелочей, ссоры перерастали в бурные объяснения», – говорила Полонская в интервью в 1990 г.
В последние дни своей жизни Маяковский находился на грани безумия. Он постоянно устраивал скандалы Полонской, вынуждал ее бросить театр и уйти от мужа. Якобы ее отказ в последнем их разговоре и стал поводом для самоубийства – поэт застрелился через три минуты после того, как актриса от него вышла.
Вероника Полонская в зрелые годы
После его гибели многие винили Полонскую в том, что она стала причиной этого страшного шага. Она и сама чувствовала вину, о чем писала в воспоминаниях: «Было бы нелепо, если бы я этим хотела сказать: Маяковский застрелился, чтобы разрушить мой семейный быт. Но в комплексе причин, которые привели его к гибели, было и то недоразумение между нами, которое он принял за разрыв». Тем не менее утверждать, что их ссора была причиной самоубийства, – преувеличение. Скорее – поводом, последней каплей.
В предсмертном письме Маяковский написал: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля – люби меня. Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо».
А с кино была связана не только актриса Полонская, но и сам Маяковский: «Барышня и хулиган» – единственный фильм с Владимиром Маяковским, дошедший до наших дней