Можно добавить многочисленные случаи забрасывания проезжающих машин камнями и бутылками с зажигательной смесью, умышленные попытки наезда на пешеходов и схожие неудавшиеся теракты, заканчивающиеся часто значительным ущербом для имущества, но обходящиеся без жертв и потому проскакивающие в бурном новостном потоке лишь одной строкой.
Беспорядки охватили все без исключения регионы страны, хулиганство, вандализм и террор стали в эти дни неотъемлемой составляющей всех районов с высокой долей арабского населения. К слову, в прошлом подобные арабские демарши в Галилее, Яффо и Негеве, сопровождавшиеся швырянием камней и драками с полицейскими, неизменно оборачивались экономической катастрофой для арабского же населения. Поскольку евреи на долгие месяцы прекращали покупать товары в арабских лавках и посещать их закусочные. Не исключено, что так же произойдет и на этот раз. И призыв мэра Тель-Авива, несмотря на беспорядки, не отказываться от яффского хумуса, скорее всего, не убедит тель-авивцев.
Террористы атакуют солдат и случайных прохожих, молодых девушек и пенсионеров, семейные пары и женщин с детьми. Подобной интенсивности террора не было с начала 2000-х годов. Вместе с тем, поскольку на этот раз речь идет не о взрывающихся в автобусах террористах с поясами смертников, количество жертв в разы меньше, чем пятнадцать лет назад. В 2002 году, после той волны кровавого насилия, Армия обороны Израиля провела операцию «Защитная стена» и вернула себе почти полный контроль над Иудеей и Самарией. Таким образом, инфраструктура террора была основательно подорвана регулярными операциями израильских служб безопасности и террористические организации в этих областях были лишены возможности накапливать взрывчатку, готовить бомбы, подыскивать и тренировать новых смертников. Поэтому нынешняя волна террора в основном осуществляется неподготовленными «любителями», вооруженными первым попавшимся под руку острым предметом. Профиль исполнителей чрезвычайно разнообразен: это студенты и строительные рабочие, молодые и пожилые, мужчины и женщины, арабы-израильтяне и жители Палестинской автономии. Отправляясь на акцию, новоиспеченные террористы нередко оставляют в социальных сетях пафосные религиозные призывы и просьбы «считать их шахидами», то есть мучениками за веру.
***
Религиозная подоплека является основной и постоянной составляющей арабского неприятия Израиля. Поэтому возникает вполне закономерный вопрос: почему именно сейчас началась новая волна террора? У нынешнего обострения есть свои локальные причины. Период еврейских осенних праздников традиционно используется идеологами джихада для активного подстрекательства своей паствы, которое, как правило, начинается с призывов спасать мечети на Храмовой горе и сопровождается заранее спланированными беспорядками.
Так было еще до образования еврейского государства, в подмандатной Палестине, во время погромов и резни 1929 года, а затем в период арабского бунта 1936-1939 годов. Это происходило 25 лет назад, когда в Суккот арабские хулиганы с Храмовой горы стали закидывать камнями молящихся у Стены Плача евреев. Тот же сценарий повторился и в 1996 году, и в 2000-м. Возглавлявший тогда Палестинскую автономию Ясир Арафат в обоих случаях обвинял во всем Израиль. В первый раз причиной якобы стало открытие «тоннеля Хасмонеев», во второй – подъем на Храмовую гору лидера оппозиции Ариэля Шарона. Однако обнаруженные позже документы однозначно свидетельствовали, что в обоих случаях Арафат загодя готовился к войне, при этом активно сотрудничая с ХАМАСом.
Судя по захваченным во время прошлогодней операции «Нерушимая скала» материалам, и тогда, в 2014-м году исламские фанатики намеревались развязать кровавую войну как раз во время осенних праздников. Однако жесткая реакция израильской армии после похищения трех еврейских подростков привела к тому, что военные действия началась летом и застали ХАМАС врасплох.
Аналогично и в этот раз беспорядки на Храмовой горе были инициированы активистами ХАМАСа и его израильского филиала – «Северного отделения исламского джихада» под руководством шейха Раеда Салаха. Цели исламских фанатиков прозрачны – они ведут священную войну – джихад за освобождение от евреев всей территории к западу от Иордана. И удобнее всего мобилизовывать своих адептов с помощью призывов спасать мечети на Храмовой горе. Подстрекаемые своими духовными лидерами джихадисты превратили комплекс мечетей на Храмовой горе («Аль-Акса» и др.) в склад с камнями, бутылками с зажигательной смесью и железной арматурой. Когда же полиция пресекла готовящуюся кровавую провокацию, джихадисты закричали об ущемлении прав мусульманских молящихся и призвали к «борьбе за святыни».
Поучаствовать в этой истерике успел и король Иордании Абдалла II, поспешивший пригрозить страшными карами Израилю за «осквернение мечетей». Антиизраильский нарратив необходим ему, чтобы поддерживать свою популярность у населения, которое стремительно радикализируется под влиянием подступившего к самым границам королевства «Исламского государства» (запрещенная в России организация). Угрозы короля особенно смешны и нелепы на фоне того, что именно Израиль недавно вооружил Иорданию боевыми вертолетами для охраны границ и проведения операций против «Исламского государства» на территории Ирака. И только Израиль способен спасти короля в случае начала наступления боевиков «Исламского государства» на Иорданию.
Свою лепту в раздувание беспорядков внес и глава Палестинской автономии Махмуд Аббас. Как и король Абдалла, Аббас пытается обеспечить себе поддержку среди арабского населения яростной антисемитской риторикой. Отклоняя предложения Израиля о переговорах, он регулярно обвиняет в их срыве еврейское государство, попутно подстрекая против евреев и ежегодно выплачивая сотни тысяч шекелей террористам, сидящим в израильских тюрьмах за убийство израильтян.
Аббас использовал свое выступление на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН для того, чтобы заявить об отказе от всех заключенных с Израилем соглашений, включая и Норвежские. Этот демарш был нужен ему лишь для привлечения внимания к собственной персоне, давно утратившей всякий политический вес, – ведь уже через два дня он отказался от своих заявлений. Но провокация сработала. Тем более что она была сдобрена откровенно расистскими призывами: Аббас заявил, что «нечистые еврейские ноги» не должны «осквернять» Храмовую гору – важнейшее и самое святое место для еврейского народа.
Распаленные радикальными призывами фанатичных шейхов, короля Абдаллы и Махмуда Аббаса арабы ринулись «спасать мечети» на Храмовой горе единственным понятным им способом – нападая на евреев. «Нынешняя волна террора порождена лживыми обвинениями и подстрекательством со стороны Палестинской автономии, а также некоторых государств в регионе и лидерами “Исламского движения” в самом Израиле», – сказал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху на специальной пресс-конференции, посвященной ситуации.
Израиль противостоит очередной вспышке арабского насилия, стараясь одновременно предотвратить теракты и утихомирить страсти. Поэтому до сих пор реакция Израиля была крайне аккуратной и сдержанной: оперативные мероприятия служб безопасности, усиленные наряды полиции в арабских кварталах столицы, рейды спецназа вглубь территории автономии для ареста исполнителей терактов и разрушение домов террористов.
С большой вероятностью эти меры смогут обуздать нынешнюю волну террора в ближайшие дни и недели. Несмотря на отсутствие достаточного количества взрывчатки и подготовленных смертников, джихадисты всё равно будут искать возможности для совершения терактов. В случае серьезного теракта с большим количеством жертв Израиль может принять решение об операции, аналогичной «Защитной стене» 2002 года, что, безусловно, повлечет за собой очередной шквал международных осуждений.
Пространство для маневра у нынешнего израильского правительства серьезно ограничено, прежде всего, откровенной антиизраильской позицией президента США Барака Обамы и еще более агрессивной, почти антисемитской риторикой ЕС. Но если в этот момент внимание мировых СМИ будет привлечено, например, к бомбежкам российскими ВВС позиций «Исламского государства», то в тени этого события у Израиля появится реальная возможность уничтожить террористов в Иудее и Самарии.
Александр Непомнящий