12.12.2024

Очерки ФРАНСУА VI ДЕ ЛАРОШФУКО (1613 — 1680) Видео

Франсуа VI де Ларошфуко, герцог де Ларошфуко — знаменитый французский моралист, принадлежал к древнему французскому роду Ларошфуко. До смерти отца (1650) носил титул принц де Марсийак

.

   Франсуа Ларошфуко родился 15 сентября 1613 года в Париже. Воспитывался он при дворе, с юности участвовал в разных интригах, враждовал с герцогом де Ришелье. После его смерти Ларошфуко стал играть видную роль при дворе. Он принимал активное участие в движении Фронды и был тяжело ранен; занимал блестящее положение в обществе и переживал разочарования.

     "Великие исторические деяния, ослепляющие нас своим блеском и  толкуемые политиками как следствие великих замыслов, чаше всего являются  плодом  игры прихотей и страстей. Так, война между Августом и Антонием, которую объясняют их честолюбивым желанием властвовать  над  миром,  была, возможно,  вызвана просто-напросто ревностью." 

   В течение долгих лет в жизни Ларошфуко большую роль играла герцогиня де Лонгвиль, из-за любви к ней он не раз отказывался от честолюбивых побуждений. Разочарованный в своей привязанности, Ларошфуко стал мрачным мизантропом; единственным утешением для него была дружба с мадам де Лафайет, которой он оставался верным до самой смерти. Последние годы Ларошфуко омрачены были разными смертью сына, болезнями.

 

   Время, когда жил Франсуа де Ларошфуко, обычно называют "великим веком" французской литературы. Его современниками были Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Паскаль, Буало. Но жизнь автора "Максим" мало походила на жизнь создателей "Тартюфа", "Федры" или "Поэтического искусства". Да и профессиональным писателем он именовал себя только в шутку, с некоторой долей иронии. 
   В то время как его собратья по перу были вынуждены искать себе знатных покровителей, чтобы существовать, герцог де Ларошфуко часто тяготился особым вниманием, которое оказывал ему король-солнце. Получая большой доход с обширных поместий, он мог не беспокоиться о вознаграждении за свои литературные труды. А когда писатели и критики, его современники, были поглощены жаркими спорами и резкими столкновениями, отстаивая свое понимание драматургических законов, – совсем не о литературных схватках и баталиях вспоминал на покое и размышлял  Ларошфуко.

  Род Ларошфуко считался во Франции одним из наиболее древних – он вел свое начало с XI века. Французские короли не раз официально называли сеньоров де Ларошфуко "своими дорогими кузенами" и поручали им почетные должности при дворе. При Франциске I, в XVI веке, Ларошфуко получают графский титул, а при Людовике XIII – титул герцога и пэра. Эти высшие титулы делали французского феодала постоянным членом Королевского совета и Парламента и полновластным хозяином в своих владениях, с правом судопроизводства. Франсуа VI герцог де Ларошфуко, до смерти отца (1650) по традиции носивший имя принца де Марсийака.


 

   Детство Франсуа  прошло в провинции Ангумуа, в замке Вертей, основной резиденции фамилии. Воспитание и обучение принца де Марсийака, равно как и одиннадцати его младших братьев и сестер, было достаточно небрежным. Как и полагалось провинциальным дворянам, он занимался преимущественно охотой и военными упражнениями. Но впоследствии, благодаря занятиям философией и историей, чтению классиков, Ларошфуко, по отзывам современников, становится одним из самых ученых людей в Париже.

 "Философия торжествует над горестями прошлого  и  будущего,  но  горести настоящего торжествуют над философией."

   В 1630 принц де Марсийак появился при дворе, а вскоре принял участие в Тридцатилетней войне. Неосторожные слова о неудачной кампании 1635 привели к тому, что, как и некоторые другие дворяне, он был выслан в свои поместья. Там уже несколько лет жил его отец, Франсуа V, попавший в опалу за участие в мятеже герцога Гастона Орлеанского, "постоянного вождя всех заговоров".

   Юный принц де Марсийак с грустью вспоминал о своем пребывании при дворе, где он принял сторону королевы Анны Австрийской, которую первый министр кардинал Ришелье подозревал в связях с испанским двором, т. е. в государственной измене. Позднее Ларошфуко скажет о своей "естественной ненависти" к Ришелье и о неприятии "ужасного образа его правления": это будет итогом жизненного опыта и сформировавшихся политических взглядов. Пока же он полон рыцарской верности королеве и ее гонимым друзьям. В 1637 он возвращается в Париж. Вскоре он помогает мадам де Шеврез, подруге королевы, знаменитой политической авантюристке, бежать в Испанию, за что был заключен в Бастилию. Тут он имел возможность общаться с другими заключенными, среди которых было много знатных дворян, и получил первое политическое воспитание, усвоив мысль, что "несправедливое правление" кардинала Ришелье имело целью лишить аристократию от века данных привилегий и былой политической роли.

   4 декабря 1642 умер кардинал Ришелье, а в мае 1643 – король Людовик XIII. Регентшей при малолетнем Людовике XIV назначается Анна Австрийская, а во главе Королевского совета неожиданно для всех оказывается кардинал Мазарини, продолжатель дела Ришелье. Воспользовавшись политической неурядицей, феодальная знать требует восстановления отнятых у нее былых прав и привилегий. Марсийак вступает в так называемый заговор Высокомерных (сентябрь 1643), а по раскрытии заговора вновь отправляется в армию. Он сражается под началом первого принца крови, Луи де Бурброна, герцога Энгиенского (с 1646 – принца Конде, прозванного впоследствии Великим за победы в Тридцатилетней войне). В эти же годы Марсийак знакомится с сестрой Конде, герцогиней де Лонгвиль, которая стала одной из вдохновительниц Фронды и долгие годы была близким другом Ларошфуко.

  Марсийак был серьезно ранен в одном из сражений и вынужден вернуться в Париж. Пока он воевал, отец купил ему должность губернатора провинции Пуату. Губернатор  был наместником короля в своей провинции: в его руках было сосредоточено все военное и административное управление. Еще до отъезда новоиспеченного губернатора в Пуату кардинал Мазарини пытался привлечь его на свою сторону обещанием так называемых луврских почестей: права табурета его жене (т. е. права сидеть в присутствии королевы) и права въезда во двор Лувра в карете.

   Провинция Пуату, как и многие другие провинции, бунтовала: налоги ложились на население невыносимым бременем. Бунт назревал и в Париже. Начиналась Фронда. Интересы парижского парламента, который возглавил Фронду на первом ее этапе, во многом совпадали с интересами знати, примкнувшей к восставшему Парижу. Парламент хотел вернуть себе былую свободу при исполнении своих полномочий, аристократия, пользуясь малолетством короля и всеобщим недовольством, стремилась захватить верховные должности государственного аппарата, чтобы безраздельно распоряжаться страной. Единодушным было желание лишить Мазарини власти и выслать его из Франции как чужеземца. Во главе восставших дворян, которых стали называть фрондерами, оказались самые именитые люди королевства.

"То, что мы принимаем за добродетель, нередко оказывается сочетанием корыстных желаний и поступков, искусно подобранных судьбой или нашей собственной хитростью; так, например, порою женщины бывают целомудренны, а мужчины – доблестны совсем не потому, что им действительно свойственны целомудрие и доблесть."

   Марсийак присоединился к фрондерам, самовольно оставил Пуату и возвратился в Париж. Свои личные претензии и причины участия в войне против короля он объяснил в "Апологии принца Марсийака", которая была Произнесена в парижском парламенте (1648). Ларошфуко говорил в ней о праве на привилегии, о феодальной чести и совести, о заслугах перед государством и королевой. Он обвинял Мазарини в тяжелом положении Франции и добавлял, что его личные несчастья тесно связаны с бедами отчизны, а восстановление попранной справедливости будет благом для всего государства.

"Природа, в заботе о нашем счастии, не только  разумно  устроила  opганы нашего тела, но еще  подарила  нам  гордость,  –  видимо,  для  того,  чтобы избавить нас от печального сознания нашего несовершенства."

   В "Апологии" Ларошфуко еще раз проявилась специфическая особенность политической философии восставшей знати: убеждение в том, что ее благополучие и привилегии составляют благополучие всей Франции. Ларошфуко утверждает, что не мог назвать МазЛарошфуко.jpgарини своим врагом прежде, чем тот не был провозглашен врагом Франции.

    Последние двадцать лет жизни Франсуа Ларошфуко отдал литературной деятельности. Первое издание его наиболее известного произведения – «Максим» вышло в 1664 в Голландии без ведома автора на основе рукописных копий, ходивших в среде его поклонников… В следующем году возмущённый автор издал другой вариант: Максимы / Réflexions ou Sentences et Maximes morales.  В результате переизданий – при жизни Франсуа де Ларошфуко  их вышло пять, а число максим увеличилось с 188 до 504.  «Размышления на разные темы» были впервые опубликованы в 1731, после смерти их автора. 

В ХХ веке кибернетики построили формальную систему, описывающую поведение тщеславного человека. Для этого они воспользовались максимами Франсуа де Ларошфуко, считая их истинными утверждениями

Источник: http://vikent.ru/author/748/

Замок Ларошфуко

   Замок Ларошфуко величаво возвышается над городком, имеющим то же название. Он сохранил яркие свидетельства своей тысячелетней истории. Сначала замок служил резиденцией для одной из самых славных семей французского королевства. Это были времена его процветания. Но семья Ларошфуко решила перебраться поближе к столичному Версалю и королевскому двору. Замок оказался заброшенным. Его прекрасные постройки совсем опустели. История замка могла бы совсем оборваться, если бы не мать нынешнего владельца Франсуа де Ларошфуко. После выхода на пенсию она переехала в замок и занялась его реставрацией.

 

 

 
 


70 элементов 1,272 сек.