Так ли хорош наш новый танк "Армата"?
Начну, пожалуй, с самой простой характеристики – массы. Как известно, весит он 65 тонн. Как-то совершенно вне традиций советского и российского танкостроения. По сути, это уже тяжелый танк. И под него теперь нужны новые средства доставки (транспортные самолеты большей грузоподъемности, например). Уже огромные средства! Далее, более мощный двигатель. Опять же деньги на разработку, доводку. Как более мощный, он и потреблять будет топливо в гораздо больших количествах. А помните, как часто целые танковые дивизии просто останавливались в связи с отсутствием топлива? "Армата" в условиях войны, когда противник старательно блокирует конвои с топливом, уедет ну не очень далеко…. А уж провалится танк в яму-ловушку, так сущуствующими танками и тягачами ох как долго придется его вытаскивать.
Второе. Как и у любого танка у "Арматы" самое уязвимое место – гусеницы. Перебита гусеница – нет танка. Крутиться на месте да злобно вращать пушкой-вот и все, что остается делать. Ладно, экипаж геройский, вылезает из сверхзащищенной капсулы и начинает натягивать гусеницу. Во-первых их всего трое, героев-то. А гусеница-она тяжеленная! А тут еще снайперы противника, да пехотинцы недалеко в окопах, да минометчики где-то за развалинами… И нет экипажа, нет танка, как боевой единицы. Можно, конечно, остаться в капсуле и превратить танк в неподвижную огневую точку. Но из истории войн, танк, стоящий неподвижно в поле, обязательно будет расстрелян и не поможет никакая защита в виде "Афганита" и прочего, на нем установленного. Хотя бы потому, что запас активных элементов ограничен. А гусеницы очень хорошо рвутся при наезде на противотанковую мину да и бронебойный снаряд годится для этой цели, даже калибра 57мм.
Третье. Как ни странно, самым уязвимым решением в новом танке является то, чем страшно гордятся разработчики – система управления танком и огнем. Для того, чтобы как-то водить этот танк и стрелять из него не по воробьям а точно по противнику, надо, чтобы эта система работала, а точнее, чтобы были целы все датчики и устройства, которые следят за окружающей обстановкой. Любой датчик, локатор и прочий измерительный инструмент должен находиться вне брони или иметь хотя бы дырочку в броне. Ну не работают они через броню! И вот представляем картину. Крутой боевой танк "Армата" вращая башней с блестящими стеклянными глазками датчиков идет в атаку. И стоит на его пути, километрах в двух, закопаный по самые пушчонки да замаскированный ветками да сетями старенький ЗСУ "Шилка". Сидит в нем наводчик из колхозников, который знает как в перекрестье ловить цель, вращая две виньерки. Нет у него ни ЖК панелей, в которые надо тыкать пальцем, выбирая ту или иную программу крутому командиру или наводчику (Меня не покидает странная мысль, что новый танк сделан для привлечения в армию современных тинейджеров, рабов гаджетов, воспринимающих войну как игру). Так вот наводчик "Шилки" ловит "Армату" в прицел и дает залпик секунд так на 10. И рой из 330 бронебойных очень кусачих снарядиков налетает на башню "Арматы". Системы защиты такую мелочь не перехватят, они рассчитаны на более крупного зверя – снаряд, ракету. И что-то мне кажется, половины датчиков уже точно не будет…Можно для надежности дать еще один залп, благо еще почти 1700 снарядиков калибром 23мм осталось в боезапасе "Шилки". И нет танка стоимостью 250 миллионов рублей. В обмен на "Шилку" ну очень небольшой цены.
Вдобавок есть еще простейшие средства уничтожения танков, против которых никогда не будет эффективной защиты – граната, напалм, и конечно же "коктейль Молотова", универсальнейшее средство как для уничтожения бронетехники так и смены власти.
Вы знаете какой лучший танк Второй мировой войны! Советский танк Т-34. Простой в эксплуатации, в меру бронированный, технологичный в изготовлении. Не зверь "Королевский тигр". Какой самый надежный и распространенный автомат в мире? Калашников, при всех его недостатках. Войну всегда выигрывают за счет простоты, дешевизны и количества, а не навороченности оружия.
P.S. Ну не представляю я, как можно попасть пальцем в нужную точку интерактивного экрана в несущемся по колдобинам танке, чтобы прицелиться и выстрелить.
Раиль Гиз