14.12.2024

Очерки. Русский еврей: опыт самоанализа – Борис Гулько, Нью-Джерси


Социологам известна предельная продолжительность жизни обычного народа. Это
тысяча – максимум полторы тысячи лет. К концу своего существования народ
дряхлеет, теряет энергию и растворяется в других народах. Евреи –
исключение. И наша жизненность, если не вдаваться в мистические причины,
должна иметь естественный механизм. Сам этот механизм может иметь
мистические причины.

Мне представляется, что история евреев состоит из истории разных народов,
последовательно перетекающих один в другой. Некоторые свойства предыдущего
«новые» евреи сохраняют, но большинство отличны. Постоянны – общие предки и
основы веры. Отличны – язык, территория и среда обитания, культура и
определяемые всем этим национальный характер и внешний облик.

Моментом рождения евреев стало событие расступления Красного моря и наш
выход на свободу меж застывших родовых вод. Языками возникшего народа
оказались египетский и сохранившийся от семьи Якова иврит. Территорией
обитания – Синайская пустыня. Характер – вынесенные из Египта рабская
пассивность и постоянное нытьё. Возраст жизни этого народа – 40 лет.

В Землю Израиля вступил уже другой народ. Его языком был иврит. Характер –
активный и крайне воинственный. Следующие 15 веков наша история – это
история могучего народа с великими царями Давидом и Соломоном, с пророками,
написавшими священные книги, народа, создавшего Библию – основу духовности
человечества.

За эти 15 веков евреи пустили ростки по всему миру. После завоевания
ассирийцами северного царства евреев в изгнание ушли десять колен
Израилевых. После разрушения Первого иерусалимского Храма Навуходоносором
возникла большая вавилонская община евреев. В разные моменты появились
йеменская община, эфиопская, грузинская, бухарская. Из истории
возникновения ислама узнаём о многочисленных еврейских общинах Аравии.
Коран, наполненный персонажами ТАНАХа, неграмотному Мухаммеду определённо
напели евреи. В античном Риме, сообщает Иосиф Флавий, 100 тысяч евреев
молились в 150 синагогах. Возникли общины и на Иберийском полуострове. Всё
это множество имело общие генетические корни, одну религию и иврит как язык
для богослужения. Но всё остальное – стиль жизни, традиции, повседневные
языки – были различны. У евреев, живших в песках среди кочевников, сложился
характер отличный от евреев, живших среди лесов, полей и крестьян.

В 1-2 веках нашей эры еврейская община в Земле Израиля была разрушена.
Закончилась история народа, жившего там. Когда в 1267 году Нахманид
вынужден был бежать из Испании в Иерусалим, он не нашёл там 9-ти
мужчин-евреев для миньяна.

Историк и раввин Береле Вайн считает, что евреи-ашкеназы (что значит
немецкие) возникли из добравшихся до Германии вавилонских евреев. По другой
версии ими стали евреи, переселившиеся на север из Рима. Группа
родоначальников была мала – генетики утверждают, что все ашкеназы произошли
от четырёх женщин. Языком нового народа стал диалект немецкого – идиш.
Примерно полтора столетия назад на территории России из ашкеназов родился
ещё один народ: русские евреи.

Эти евреи сильно отличаются от всех существовавших в истории еврейских
народов. Впервые со времени расступления Красного моря возникла в основном
секулярная еврейская общность. Вернее – секулярной она стала вскоре после
появления. В 1906 году в Москве открылась первая синагога. Но к тому
времени религией большой части возникшего народа уже стал марксизм.
Половина российского еврейства в те годы эмигрировала в США, принеся с
собой в Новый Свет атеизм и марксизм. Нынешний кандидат в Президенты США
Берни Сандерс как бы перешагнул в наши дни из существовавшей столетие назад
в России еврейской социалистической партии Бунд.

Атеизм большой части русских евреев дополнялся экстремизмом. Возможно,
проявлялись гены сикариев – «кинжальщиков», сыгравших значительную роль в
саморазрушении в древности Иудейского царства. В России евреи были заметны
среди разрушивших империю эсеров, анархистов, меньшевиков и большевиков.

С момента своего возникновения русские евреи подпали под очарование
русского языка. Апостолами для них стали Пушкин, Лев Толстой, Достоевский.
Только появившись, русские евреи уже в конце 19 века дали российской
словесности двух значительных поэтов: Семёна Надсона и Афанасия Фета.

Надсон безрадостно признался: «Я к вам таю любовь сыновью, /И в час уныний,
в час скорбей /Я чувствую, что я еврей!» Фет, к счастью, ничего о евреях не
написал. Всю жизнь он страдал антисемитизмом, пока на склоне дней не узнал,
что его мать – еврейка.

Лучшие русские поэты ХХ века – в основном евреи. Двое из самых знаменитых –
Пастернак и Бродский – получили Нобелевские премии, а третий – Мандельштам
– вместо неё получил ГУЛАГ. И самые читаемые сегодняшние российские поэты –
И.Губерман, И.Иртеньев и Д.Быков – все трое евреи. Дорого сердцу русских
евреев и прозаическое русское слово. Лучший русский роман ХХ века написал
В.Гроссман. Популярные писатели у моего поколения Гладилин, Трифонов,
Аксёнов, Владимов, Войнович имели матерей-евреек. При этом еврейская тема
почти отсутствует в творчестве всех названных.

Образ русской природы в живописи поэтичнее всех выразил И.Левитан, а образ
города – белорусского Витебска – М.Шагал. Русские евреи стали лучшими
музыкантами и шахматистами века. Замечательно самореализовывались мы также
в науке и в математике.

Но всё это роскошество продолжалось всего 2-3 поколения. Редкий народ
рождался, бурно расцветал и исчезал так стремительно, как русское
еврейство. Появившись как бунтари-марксисты, бакунинцы, нечаевцы, после
1917 года – убеждённые коммунисты – политически активные евреи дожили лишь
до 1937 года. А после «борьбы с космополитами» конца 40-х – начала 50 – не
отвергли коммунистической идеологии только самые замшелые евреи. В 60-е
годы мы уже стали диссидентами. И эти метаморфозы – на протяжении всего
двух поколений! Максим Литвинов был министром иностранных дел у Сталина, а
его сын Павел в 1968-м, протестуя против оккупации Советами Чехословакии,
вывел на Красную площадь демонстрацию. Маршал Иона Якир до 1937 года
командовал Киевским военным округом, а его сын Пётр в 60-е стал одним из
создателей диссидентского движения.

После Шестидневной войны 1967 года у русских евреев стало расти страстное
стремление исчезнуть, уехать из России. К середине 90-х годов около двух с
половиной миллионов реализовали это стремление, разделившись на два
основных рукава: американский и израильский. В России осталось менее 200
000 тысяч евреев – 6-7% от нашей численности до прорыва.

У российских и американских нерелигиозных русских евреев – общая судьба.
Это – ассимиляция. Даже срок в два поколения для этого звучит излишне
оптимистичным. Я слышал от израильского раввина, проработавшего какое-то
время в московской иешиве: ученики с еврейскими фамилиями там были почти
всегда галахически русскими, а ученики с русскими фамилиями – галахическими
евреями. Это означает, что почти все они были из смешанных семей. У
американских неортодоксальных евреев количество смешанных браков превышает
в последние годы 80%.

Вывод из этого: вскоре исчезнут как народ все русские евреи. А евреями
останется только та наша часть, которая репатриировалась в Израиль и
влилась в недавно родившийся народ израильтян. В Америке секулярные русские
евреи не имеют будущности ни как русские, ни как евреи. Их дети мигом
становятся американцами, а супругов себе они берут из неевреев. В России
потомкам евреев, таким, как Михаил Ходорковский, будут всегда поминать их
еврейские корни, хотя, как в случае миллиардера, имеющего только одного
дедушку-еврея и ничего еврейского во взглядах, это будет объясняться скорее
традиционным российским антисемитизмом.

Важна судьба русских евреев в Израиле. Они принесли в народ, в который
влились, научные, культурные и мировоззренческие достижения русского
еврейства. Министр образования Израиля Нафтали Беннет сказал в недавнем
интервью: «Вся сегодняшняя наука, весь сегодняшний израильский хайтек
базируются… на волне репатриации из бывшего СССР, которая разом принесла в
Израиль огромное число талантливых инженеров». Русские евреи принесли и
обретённое в России с кровью отвержение химеры социализма, которая как
тяжёлая болезнь томит многих евреев Израиля и США. В результате алии из
России израильское общество в целом сдвинулось вправо.

Наиболее динамичные и интеллектуальные из русских евреев вернулись в
Израиле к иудаизму. Но, судя по дискуссиям на русскоязычных израильских
сайтах, самые горячие эмоции и у не самых динамичных и интеллектуальных
русских евреев, ставших израильтянами, вызывают галахические и
мировоззренческие проблемы иудаизма, такие, как гиюр, соблюдение шаббата и
кашрута.

Таким образом, мы имеет уникальный сюжет национальной динамики евреев.
18-28 столетий назад мощный ивритоязычный народ с древней религией, имевший
два государства в Земле Израиля, распался на многие народы, жившие на
разных континентах – с разными языками, разными традициями, но с одной
верой. Тысячелетия спустя все эти народы, как и было предсказано в ТАНАХе,
вновь слились в Земле Израиля в один, то ли уже существовавший в том же
месте две тысячи лет назад, то ли новый, но с теми же характеристиками, с
теми же предками, восстановив не бывший в употреблении всё это время иврит.
Каждый еврейский народ, отколовшийся от общего ствола в древности или
возникший из тех, старых народов позже, вернулся, неся с собой то ценное,
что приобрёл за века рассеяния.

Один из самых молодых народов мира, русские евреи, внесли в воскресающий
народ сперва, в начале ХХ века, свои духовные искания из России –
толстовство, марксизм в его меньшевистской версии, активность и
воинственность Трумпельдора и Жаботинского, а потом, с волной
семидесятых-восьмидесятых-девяностых – духовные достижения советского
периода – стремление к образованию и высокую культуру.

Русское еврейство после недолгой, бурной, периодами трагической истории
умерло, чтобы вновь явиться и стать важной компонентой возродившегося
еврейского народа Израиля. Это ли не драма космического масштаба?


70 элементов 1,467 сек.