05.10.2024

Сокуров. Сокуров на Венецианском кинофестивале заявил о несовместимости европейской и мусульманской эстетики

+ +


 

Российский режиссер Александр Сокуров, представляя на Венецианском кинофестивале свой фильм "Франкофония", заявил, что европейская и мусульманская эстетика несовместимы. Призвав прекратить "бесконечные и бессмысленные вторжения", миграции чуждой культуры, Сокуров вступил тем самым в спор с председателем жюри конкурса, мексиканским режиссером Альфонсо Куароном, который ранее предложил решить разразившийся в Европе миграционный кризис, организовав прием мигрантов. О фильме "Франкофония" и высказанной Сокуровым позиции пишет итальянская газета Corriere della Sera.

Представляя свой, по определению газеты, "блестящий аллегорический рассказ о Старом континенте через его музей-символ – Лувр", Сокуров сказал: "История ничему нас не учит. Истории чужды рассудительность и сострадание". "Европа, достигшая высочайших достижений в искусстве и философии, продолжает совершать ошибку за ошибкой", – уверен российский мастер, слова которого цитирует InoPressa.

"То, что происходит, эти бесконечные и бессмысленные вторжения, кажутся непередаваемым кошмаром. Гуманитарная катастрофа, перед которой граждане бессильны, а политики бездействуют. И никто не думает защищать нашу культуру, которая очень скоро перестанет существовать", – продолжил режиссер.

Снятая Сокуровым документально-игровая картина "Франкофония" рассказывает о мерах, предпринятых директором Лувра Жаком Жожаром и председателем комиссии по сохранению искусства вермахта Вольфом Меттернихом для защиты культурного наследия. Защитить шедевры Лувра от бомб и снарядов было задачей, за которую в оккупированном Париже взялся граф Меттерних, неожиданно оказавшийся союзником Жожара "во имя общей любви к красоте", пишет Corriere della Sera. "Чем станем мы без этих лиц, этих взглядов прошлого?" – задается в картине вопросом Сокуров.

В фильме действуют вымышленные персонажи и исторические герои, к примеру, символ французской республики Марианна, Наполеон и другие. В течение всей картины за кадром звучит голос Сокурова, который рассказывает историю.

Итальянское издание так описало сценарий фильма: корабль, который должен вывести европейскую культуру в безопасное место, попадает в шторм. Если он потонет, то ценный груз будет безвозвратно потерян для всех европейцев.

"Европа оказалась на "Плоту "Медуза", как на знаменитом полотне Теодора Жерико, выставленном в Лувре. Как и пугающие катера, переполненные отчаявшимися людьми, прибывающими к нам", – упоминаются в статье многочисленные случаи нелегальной доставки по морю (иногда заканчивающиеся массовой гибелью людей) тысяч мигрантов с Ближнего Востока и из Северной Африки.

Сокуров в презентации своего фильма призвал "остановить эти миграции". "Чтобы действительно помочь этим людям, необходимо вмешаться в ситуацию в тех странах, откуда бегут люди, попытаться решить проблемы там. Вместо этого мы собираем их здесь, лишенных перспектив, в кучу, пытаемся навязать им наш телевизионный образ жизни", – считает он. "Результаты будут катастрофическими для обеих сторон", – предупредил режиссер.

Александр Сокуров высказал уверенность в том, что "наша и мусульманская эстетика несовместимы". "Со всем уважением, но мы должны сохранять дистанцию. Защищать нашу культуру от иконоборческого неистовства, которое ее разрушает", – заявил режиссер. Он напомнил о тотальном разрушении боевиками запрещенной в РФ террористической группировки "Исламское государство" уникальных памятников древнего города Пальмира в Сирии.

Недавно экстремисты взорвали в захваченном ими городе три усыпальницы местных патрициев, а до этого разрушили в Пальмире храм Баал-Шамин (II век н.э.) и святилище верховного семитского божества Бэла. "На то, что произошло в Пальмире, не осмелились бы даже нацисты", – заявил по этому поводу Сокуров.

72-й Венецианский кинофестиваль, в основном конкурсе которого участвует лента Сокурова, проходит на острове Лидо со 2 по 12 сентября.

 

"Франкофония" лидирует в рейтинге фестиваля

Между тем накануне стало известно, что "Франкофония" по результатам первой половины Венецианского кинофестиваля лидирует в рейтингах голосования критиков и зрителей. Рейтинг опубликован в понедельник в фестивальном выпуске авторитетного итальянского киноиздании CIAK.

Ежедневно итальянские критики и зрители премьерных показов оценивают участников основного конкурса. К настоящему моменту оценки получили половина участвующих в конкурсе фильмов, сообщает ТАСС.

"Франкофония" возглавляет рейтинг кинокритиков ведущих итальянских изданий с четырьмя баллами из пяти возможных. На втором месте оказалась французская драма "Горностай", третью строчку, по мнению критиков, занимает лента "Большой всплеск" Луки Гуаданьино с Тильдой Суинтон в главной роли.

Фильм Сокурова лидирует и в рейтинге зрительского жюри, получив 3,7 из 5 возможных баллов. За "Франкофонией" следуют "Девушка из Дании" Тома Хупера с Эдди Редмэйном в главной роли (3,6 балла) и "Безродные звери" Кэри Фукунаги с Идрисом Эльбой в одной из ролей.

 

Издание CIAK также публикует оценки кинокритиков из ведущих СМИ из различных стран мира. В этом рейтинге также лидирует "Франкофония" со средним баллом 3,7. Наивысшую оценку (5 баллов) фильму Сокурова поставил представитель египетского издания Al-Masry Al-Youm, на полбалла меньше Сокурову досталось от авторитетного международного журнала о кино Screen International. Другие издания, в числе которых Indiwire, The Daily Telegraph и Huffington Post, оценили "Франкофонию" на четыре балла.


63 элементов 1,090 сек.