Выполняя просьбу моей подруги ставлю этот пост специально для русско-язычных евреев, которые пытаются разобраться в истории отношений между еврейским и украинским народами в наше бурно-смутное время. Вот уже без малого 100 лет большевики и их нынешние наследники-путинолюбы пытаются рассорить украинский и еврейский народы. Да, наши отношения не идеальны, все мы, и евреи, и украинцы – не ангелы, но дайте нам самим в них разобраться без "помощников", "советчиков" и "миротворцев", которые пусть зарубят на своём длинном носу – “брак напоминает ножницы — половинки могут двигаться в противоположных направлениях, но проучат всякого, кто попытается встать между ними” (Сидней Смит)…..
Степан Бандера которого кремлёвские пропагандисты называют нацистом и фашистом, более 3-х лет (с лета 1941 до осени 1944) сидел в немецких тюрьмах и концлагере Заксенхаузен. Вот сведения о судьбе его родственников:
отец Андрей Бандера – по приговору трибунала НКВД расстрелян (по другим сведениям распят т.к. он был священиком) 10 июля 1941 года.
брат Александр – 22 июля 1942 года заключён в концлагерь Освенцим, где погиб от пыток (возможно надзирателей-фольксдойче), тело сожгли в крематории.
брат Василий – арестован в сентябре 1941 года, долгое время содержался в тюрьмах, а в июле 1942 года был доставлен в концлагерь Освенцим, где и погиб (возможно забит до смерти).
сестра Владимира – осуждена в 1946 году (СССР) на 10 лет исправительно-трудовых лагерей и 5 лет лишения прав с конфискацией имущества. 6 её детей были отданы в детские дома/сиротские приюты.
сестра Марта-Мария – с мая 1941 по март 1960 находилась в заключении (тюрьмы, лагерь и спец поселения Красноярского края). Даже после освобождения не имела права вернуться на Украину.
сестра Оксана – с мая 1941 по февраль 1960 находилась в заключении (тюрьмы, лагерь и спец поселения Красноярского края). Даже после освобождения не имела права вернуться на Украину.
Помимо того, что он сидел в этот момент в концлагере, ОУН была расколота на ОУН(б) – Бандера и ОУН(м) – Мельник. Именно мельниковцы, а не бандеровцы подогревали антипольские и антисемитские настроения среди украинцев. В составе ОУН воевала еврейская сотня, а военврачи евреи в остальном ОУН исчислялись десятками.
По данным "Яд Вашем" – праведниками народов мира признано:
6,454 поляка (больше чем кого-либо), 2,472 украинца и …189 русских, к слову, среди немцев таких нашлось 553 человека….
По сведениям раби Давида Кахане (не путать Меиром Давидом Кахане), ставшим в последствии главным равином израильских Военно-воздушных сил и Курта Левина, сына главного равина Львова, во время 2-й мировой митрополит Андрей и архимандрит Климентий Шептицкие спасли около 300 еврейский детей, а также прятали ценные еврейские документы. Помимо самих братьев Шептицких, более чем 240 украинских священников и монахов рисковали собственными жизнями спасая еврейских детей. Сам Андрей, в своей резиденции прятал 15 евреев.
К великому сожалению Андрею Шептицкому не присвоили звание Праведника Народов Мира. Когда в 1981-м в Израиле состоялось голосование, из 13 членов комиссии – 2 воздержались, 5 – голосовали "за", 6 – "против". Отказ был мотивирован тем, что Андрея обвинили в поддержке дивизии СС Галичина, в идеологической близости к Гитлеру и в том….что он мог сделать для спасения евреев больше. Это была первая попытка из многих. После очердной неудачи 2007-го, еврейская община Украины, в мае 2008 признала Шептицкого праведником. “Мы хотим отдать должное человеку, который спас сотни евреев”, сказал главный равин Украины, Моше Реувен Асман, "мы должны бороться не только с антисемитизмом, ксенофобией, но и помнить героев, рассказывая о них подрастающему поколению”. В память Андрея Шептицкого, возле синагоги Бродского в Киеве было посажено “Древо Жизни”. В ноябре 2013-го, Андрей Шептицкий посмертно был удостоен, Анти-Диффамационной Лигой, награды имени Яна Карского за отвагу в спасении украинских евреев.
УПА – это евреи.
Большой интерес представляет работа Владимира Вятровича «Евреи, бойцы УПА, отважно сражались за свободу Украины», опубликованная в «Альманахе Украинского народного Союза» (2012. США). Сам Вятрович – известный историк, экс-директор отраслевого архива СБУ Украины и экс-советник главы Службы безопасности Украины (Киев). Не меньший интерес представляет опубликованная в другом сборнике работа «Роман Шухевич: из прошлого в современность». Автором-составителем сборника является историк Богдан Гордасевич, и издан он во Львове в 2010 году. И конечно, нельзя не упомянуть сборник статей «Страстi за Бандерою» (на украинском и русском языках), напечатанный в Харькове в 2010 году. Есть ещё несколько работ по истории УПА, которые мы используем в этой публикации, обратив, как это заявлено, внимание на участие евреев в деятельности этой армии.
НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Ни одна фигура в украинской истории так глубоко и так бескомпромиссно не разделяет сегодня Украину, как Степан Бандера. Можно сказать даже больше: ни одна историческая личность не вызывает такой бури эмоций у её ближайших соседей – Польши, России и несколько в меньшей степени – в Израиле и Германии, а также в таких странах, где имеется многочисленная украинская диаспора – Канаде и США. Практически, то же самое можно сказать и о руководителе вооружённой борьбы УПА Романе Шухевиче, которых бывший президент Украины В. Ющенко посмертно удостоил звания Героев Украины. На Западе Украины это, естественно, вызвало у большинства населения удовлетворение, на Востоке – реакция была неоднозначной. Значительная часть граждан, особенно участники Второй мировой войны и их потомки, отнеслись к этому резко отрицательно, считая Бандеру и Шухевича пособниками нацистов. Конечно, глупо говорить, что бойцы УПА не участвовали в еврейских погромах. Было это, было. Но не было узаконено. В основополагающих документах ОУН–УПА ничего не говорится об «окончательном решении еврейского вопроса». Мало того, там подчёркивается, что если евреи будут лояльными к украинскому государству, то никакого ущемления их гражданских прав быть не может. При этом следует отметить, что бойцы УПА не называли себя бандеровцами. Бандеровцами называли весь конгломерат вооружённых отрядов, действовавших в Западной Украине. А в период гитлеровской оккупации 1942–1944 гг., нацисты называли их «жидобольшевистская агентура Сталина». Об этом свидетельствуют немецкие листовки, хранящиеся в Киевском музее Великой Отечественной войны. Об этом же рассказала украинская писательница и исследователь Оксана Забужко, автор книги «Музей заброшенных секретов».
В знаменитом львовском погроме он не участвовал, так как в это время был уже арестован немцами и отправлен в лагерь. Кстати, после Второй мировой войны был составлен и представлен список Нюрнбергскому суду 42 палачей Львова. И в этом списке не числится ни одна фамилия члена ОУН. Кроме того, нельзя игнорировать тот факт, что Организация Украинских Националистов, которую возглавлял С. Бандера, и Украинская Повстанческая Армия не упоминаются в решениях Нюрнбергского процесса. И всё-таки нужно учесть, что Бандера формировался как личность в регионе, в культурно-религиозном и историческом отношении радикально отличавшемся от Украины в начале ХХ столетия,
находившейся в составе Российской империи. Описанная Гоголем Малороссия была ему так же чуждой, как и труды таких учёных и поклонников украинской («Днепровской») культурной традиции, как Николай Костомаров и Михаил Драгоманов. Бандера вступил на путь революционной борьбы против советской власти, будучи воспитанником Австро-Венгерской империи и чадом Греко-Католической церкви.
Что же касается присвоения ему звания Героя Украины, то с юридической точки зрения такое решение неправомерно. Это звание присваивается гражданам Украины. Бандера же был гражданином Австро-Венгрии и Польши. По поводу Шухевича следует отметить, что именно он практически руководил боевой деятельностью УПА. Однако, никаким «оберштурмфюрером» он не был. Чтобы попасть в СС, нужно было представить документы о своём арийском происхождении.
Но, как известно, арийцем он не был. Но точно известно, что Шухевич удочерил еврейскую девочку Ирину Рейхенберг, а после войны она вернулась в Киев. Там родила сына. Сын Шухевича встречался с её сыном. Она умерла в том же Киеве, в 70-е годы прошлого столетия. Документов, подтверждающих участие Шухевича в антиеврейских акциях, в архивах СБУ не имеется. Нет досье на Шухевича и в музее Яд-Вашем, куда с делегацией специально выезжал Вятрович. Бытовой антисемитизм существовал и еврейские погромы стали обычным явлением. Немцы были мастерами таких дел и вдохновляли местное население на «окончательное решение еврейского вопроса», принимая непосредственное участие в этих зверствах. К сожалению, часть местного населения активно участвовала в этих «акциях», в результате которых все евреи Галиции были почти полностью истреблены.
В РЯДАХ УПА
Но многие евреи нашли спасение в рядах Украинской повстанческой армии. Как это ни парадоксально, отмечает названная выше специалистка по этой проблеме Оксана Забужко «…УПА как раз являлась интернациональной армией; в ней были отряды по национальному составу, было множество дезертиров из Советской армии. Это огромная глава истории…». Она мало исследована, поэтому работа В. Вятровича «Евреи, бойцы УПА сражались за волю Украины» и привлекла внимание общественности. Известно, что реабилитация УПА–ОУН в Украине вызвала во многих странах негодование. И еврейские организации выразили своё возмущение. Многие просто не знали об участии своих единоверцев в этой борьбе. «О них, забытых, неизвестных, а теперь и опозоренных своих соплеменниках – эта статья», – пишет В. Вятрович. Он же отмечает, что сам факт участия в Движении, подчас с оружием в руках, опровергает вымыслы об антисемитизме ОУН. «Для многих из них, – отмечает цитируемый автор, – эта организация была той политической силой, которая могла обеспечить нормальное существование еврейского национального меньшинства в будущей Украинской державе». Кое-кто попытается оспорить подобное мнение.
В таком случае, пусть мне объяснят, почему на референдуме о судьбе УССР наибольший процент проголосовавших за независимость Украины был среди еврейского населения? Разве не за это боролись повстанцы? Но вернёмся к автору цитируемой работы. Он приводит несколько цитат из трудов теоретиков и основателей украинского национального движения. Микола Сциборский, автор книги «Украинский национализм и жидовство» (Этноним «жид» не имело тогда оскорбительного, отрицательного характера или оттенка) ещё в 1930 году писал: «Обязанностью государства будет создание таких условий для евреев, при которых бы они, сберегая свои органические расовые, культурные, религиозные особенности, одновременно становились равноправными гражданами страны, нужные и полезные ей».
А ведь Сциборский был политическим, затем организационным референтом Провода Украинских Националистов, один из главных идеологов движения. Поэтому появление этой работы в прессе следует считать официальным мнением. Ещё один идеолог Движения Иосип Почичанюк подчёркивал в ходе дискуссии по поводу Программы: «В Программе не должно быть никакого антисемитизма и какой-либо фобии. В Программе должно быть признано право нацменьшинств и подчёркнуты льготы тем, кто сотрудничает с нами, жертвует собой в борьбе за Украинскую державу». Ещё один интересный эпизод приводит Вятрович в своей работе. Богдан Козанивский, активный деятель ОУН того времени, рассказывал, что к одному из руководителей организации Ивану Климову («Легенда» – политический псевдоним) обратился один из заместителей комиссара украинской полиции за советом, каким должно быть их отношение к немецким антиеврейским акциям.
«Мы в этом ни в коем случае не заинтересованы, – ответил ему И. Климов. – Уничтожение евреев не пойдёт на пользу украинским националистам, а после евреев очередь дойдёт до украинцев… Среди наших бойцов есть и евреи. Они отважно сражаются за наше дело. Хотя их и немного. Даю поручение: в антиеврейской акции не смеет принимать участия ни один член ОУН». О том, что члены ОУН часто оказывали помощь евреям, говорят немецкие документы. В донесении от 30 марта 1942 года начальник полиции безопасности – СД сообщал, что точно установлено, что движение Бандеры обеспечивает фальшивыми документами не только своих членов, но и евреев. Очевидно, что такая деятельность стала поводом для обвинений, сформулированных в тысячах листовок, что «ОУН – оружие еврейского большевизма».
Много сохранилось документов о помощи евреям со стороны ОУН–УПА. Вятрович сообщает, что историк Лев Шанковский приводит свидетельства израильского журналиста Льва Геймана о том, что в Израиле жило 52 еврея, которые утверждали, что их спасли украинские повстанцы. Защита евреев участниками украинского освободительного движения была нередким явлением. Зелик Бройлерман вспоминает о том, что вместе с ним ещё пятьдесят евреев были спасены повстанцами под командованием Романа Полищука. «Много евреев жили в лесах целыми лагерями, – сообщает Вятрович, – которые охранялись отрядами УПА.
К примеру, на Волыни охрану организовал шеф хозяйственного сектора УПА, известный волынский кооператор Василий Мороз («Зубатый»). По данным еврейских источников, такие лагеря существовали вблизи Ратного, около Порицка, в Криничках, в лесах около Тучина». Далее этот же автор отмечает, что евреи не только пользовались охраной, но и активно включались в боевую деятельность УПА. Много было врачей-евреев. Фамилии большинства из них неизвестны, так как каждый из них пользовался боевым псевдонимом. Однако в архивах ОУН–УПА есть сведения о врачах еврейского происхождения – «Белого», «Варма», «Грифеля», «Богдана», «Коваля», «Чёрного», «Кума». Лишь отдельные из них известны под настоящими именами. К примеру Самуил Нойман работал под псевдонимом «Максимович», Антон Кольман – «Угольщик», Варм Шай – «Сокол» и Абрагам Штерцер «Скрипач». О том, что в УПА есть евреи, советское руководство знало. Вот ещё один документ – донесение командира советского партизанского отряда: «В данный момент (1943 г. В. Л.) среди националистов много евреев, особенно врачей». По разному складывалась судьба этих евреев после войны. К примеру, Абрагам Штерцер и другие вышли из подполья после изгнания нацистов.
Некоторые – Самуил Нойман («Максимович») и «Кум» продолжили борьбу в рядах УПА. «Кум» был в УПА легендарной фигурой. Его знали тысячи повстанцев. Характеристику этому человеку дал подполковник УПА Степан Фрасуляка («Хмель») и воспроизвёл её Вятрович. Вот что он написал: «Доктор «Кум», еврей по национальности, – известная фигура в УПА и ей преданный.
И хотя Организация позволила ему по приходу большевиков выйти из подполья, он отказался, предпочитая разделить судьбу с повстанцами, при необходимости и погибнуть… Доктор «Кум» был оптимистом и верил в нашу победу. Однажды, уже при большевиках, я с ним встречался в Марине и спросил его: почему он не хочет выйти из подполья? Он мне ответил: «Знаете… я отношусь к категории тех людей, которые добро долго помнят. Во время немецкой оккупации Организация спасла меня от смерти, так почему же я должен быть ей неблагодарным и не помогать повстанцам строить новую Украину?
Я думаю, что себя не опозорю, а вам могу не единожды пригодиться». 26 января 1946 года доктор «Кум» погиб в бою, защищая госпиталь с ранеными. В соответствии с приказом Главного Войскового Штаба УПА он награждён посмертно высшей наградой «Серебряный Крест за заслуги». Это был единственный еврей, награждённый таким орденом. Да и украинцы не многие удостаивались такой высокой почести.
Участие евреев в УПА не ограничивалось только медицинской службой. К примеру, Лейба Иосифович Домбровский («Валерий») работал в структурах пропаганды подполья. Вятрович сообщает содержание одного интересного документа – докладной записки начальника управления контрразведки «СМЕРШ» 1-го Украинского фронта генерал-майора Осетрова секретарю ЦК Компартии Украины Н. Хрущёву. В ней он сообщает, что в 1943 году Л. Домбровский стал работником политического отдела УПА. Именно он был автором обращений от имени ОУН к армянам, узбекам, таджикам и даже написал книгу «Как московский царизм покорял народы».
Это пока единственный найденный документ, адресованный специально представителям этих национальностей. Книга написана в 1950 году. Это было самое тяжёлое время для УПА, да и для евреев, что, естественно, не могло не отразиться на их взаимоотношениях. Оппозиционное еврейское и украинское движения начали сближаться. Ведь в это время шла ожесточённая борьба с космополитизмом, в значительной мере направленной против евреев, а по Западной Украине прокатился вал массовых депортаций. А в своих листовках оуновцы писали: «Да здравствует Государство Израиль и дружба между еврейским и украинским народами. Да здравствует самостоятельная Соборная Держава! Слава руководителям Украинского Революционного Движения С. Бандере и генералу Т. Чупринцу!»
Ещё один важный исторический факт приводит цитируемый историк. В 1954 году произошло восстание заключённых лагеря в Кенгире, в котором содержались в основном украинцы. Руководителем этого восстания стал бывший в прошлом бойцом УПА еврей Герш Келлер. Завершается работа Вятровича весьма интересным заключением: «В истории украинцев и евреев было много страниц, которые нас разделяли – мы не должны их забывать. Но при этом никто не имеет права искажать и сочинять в собственных политических интересах те события, которые показывают примеры сотрудничества между нашими народами, отрицать события, которые могут способствовать дальнейшему развитию добрососедских отношений между нашими народами». Думаю, что с этими выводами нельзя не согласиться. Никто и никогда не забудет Холокост. Но сейчас настало время сделать всё возможное, чтобы трагедии подобного рода никогда и нигде не повторялись. Поэтому сближение народов, развитие взаимопонимания между ними – это главная задача сегодняшнего дня.