22.11.2024

Очерки. Стешенко, Анна Никитична Фурманов и Чапаев


 

Анна Никитична Стешенко-Фурманова (1899—1941, Москва) — деятель советской культуры, участница Первой мировой и Гражданской войны. Жена писателя Дмитрия Фурманова, комиссара 25-й стрелковой дивизии, которой командовал В. И. Чапаев.

Послужила прообразом Анки-пулемётчицы в фильме братьев Васильевых«Чапаев» (1934).

Биография

 
Дмитрий Фурманов и Анна Стешенко c группой сотрудников Культпросветотдела 25-й стрелковой дивизии. 1919 г.

Дочь видного советского педиатра и организатора здравоохранения Юлии Ароновны Менделевой.

В годы Первой мировой войны Анна Стешенко училась на курсах медсестëр.

Окончив курсы была сестрой милосердия РОКК в санитарном поезде, где и познакомилась с Дмитрием Фурмановым — прапорщиком царской армии и начальником того же поезда и вышла за него замуж.

Позже поступила учиться в Московский университет, однако в начале Гражданской войны вновь вслед за мужем пошла на фронт (1919).

А. Стешенко служила заведующей культпросветом политотдела 25-й стрелковой чапаевской дивизии. Для близких — Ная.

У Фурманова были прекрасные отношения с Чапаевым до того момента, пока не приехала его красавица-жена, с которой они расстались на почве ревности некоторое время назад. Ная была человек решительный. Даже не поставив в известность Фурманова, в апреле 1919 приехала в дивизию.[1]

В конце июня 1919 года, в результате конфликта с Чапаевым из-за его романа с женой, Фурманов был переведён из дивизии в Туркестан. А. Стешенко уехала вместе с ним.[2]

В 1926 году, после смерти Фурманова, Анну Стешенко познакомили с Лайошом Гавро — национальным героем Венгрии или, как его ещё называли, «венгерским Чапаевым»[3]. В 1934 году у них родился сын, которого назвали Дмитрием Фурмановым — в честь первого мужа Анны. Дочь — Кира Людвиговна Менделева (1934—2013) — стала женой писателя Василия Аксёнова (их сын — кинематографист Алексей Аксёнов).

После Гражданской войны Стешенко работала в издательстве «Советский писатель», была директором Московского драматического театра, затем — ГИТИСа.

Скончалась в 1941 году в Кремлёвской больнице.

Похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с еë первым мужем — Дмитрием Фурмановым.

Примечания

↑ Показывать компактно

 Первая встреча Чапаева с Анной Фурмановой-Стешенко произошла так. Чапаеву доложили, и он с группой приближённых ввалился в квартиру Фурманова, застав молодых супругов в постели. То есть, впервые жену своего комиссара увидел в постели. Вообще она была очень красивой, а в постели, наверное, просто неотразимой. Взаимоотношения Фурманова с Чапаевым с этого момента стали развиваться уже по законам любовного жанра, любовного треугольника, зафиксированные в фурмановском архиве
 У Фурманова есть запись объяснения с Чапаевым, где Чапаев говорит ему: «Вот, товарищ Фурманов, ты мне всё говорил, что мои отношения к вам испортились. Это неправда. А ваши отношения ко мне действительно испортились. Конечно, тут Анна Никитична: У вас разные там мысли насчёт меня. А я вам однажды сказал, что на жену своего товарища никогда не посягну. Мало ли что у меня в душе, любить никто не может мне воспретить». А дальше письмо, которое сводится к простой мысли: «Так ведь я что, если бы Анна Никитична сама не хотела, так я ведь и не стал бы». На это Фурманов ответил в письме: «Вы предположили, что всё произошло из-за личных счётов, вы пытались всё объяснить какой-то нелепой ревностью из-за Анны Никитичны. Но подумайте сами, ведь это очень смешно и глупо, если бы я на самом деле вздумал ревновать её к вам. Такие соперники не опасны, она мне показывала ваше последнее письмо, где написано „любящий вас Чапаев“. Она действительно возмущалась вашей низостью и наглостью, и в своей записке, кажется, достаточно ярко выразила вам своё презрение. Эти все документы у меня в руках и при случае я покажу их кому следует, чтобы раскрыть вашу гнусную игру. К низкому человеку ревновать нельзя, и я, разумеется, её не ревновал, а был глубоко возмущён тем наглым ухаживанием и постоянным приставанием, которое было очевидно, и о котором Анна Никитична неоднократно мне говорила. Значит, была не ревность, а возмущение вашим поведением и презрение к вам за подлые и низкие приёмы».
 
↑ Из дневника Фурманова: «Я уезжаю. Со мной уезжает и Ная. Чапаев повесил голову, ходит мрачный».
↑ Расстрелян в 1937 году


67 элементов 1,277 сек.