Юрий Векслер
Главную премию Одесского кинофестиваля получила лента "Песнь песней". Второй "Золотой Дюк" был вручен режиссеру этого фильма Еве Нейман за лучший фильм фестиваля.
Получившая кинематографическое образование в Германии и снимающая свои картины в Украине Ева Нейман после документалистики сделала две картины по прозе Фридриха Горенштейна, получившие несколько наград на фестивалях, а в новой картине обратилась к Шолом-Алейхему, классику литературы на идиш.
Экранизаций произведений Шолом-Aлейхема немного, первой был фильм Алексея Грановского "Еврeйское счaстье" – немой фильм, снятый в СССР в 1925 году с Соломоном Михоэлсом в главной роли.
И вот "Песнь песней" Евы Нейман.
Сюжет прост. Мальчик и девочка: фантазер, верящий в свою силу волшебника Шимек и внимающая ему совсем земная Бузя. Выросший Шимек уезжает в город учиться и начинать свою самостоятельную жизнь, а когда приезжает навестить родителей, то застает Бузю накануне свадьбы, помешать которой он не в силах.
Ева Нейман в программе "Культурный дневник"
Добавить в список
Загрузить
– Воплощая на экране описанный Шолом-Алейхемом замкнутый мир еврейского местечка, снимали ли вы свой фильм о евреях или о людях вообще?
– Шолом-Алейхем описывал замкнутое еврейское местечко, но речь же у него не только об этом… Если бы исключительно об этом, то и читали бы его только в замкнутом еврейском мирке. А Шолом-Алейхема люди читают во всем мире и узнают в его героях своих родственников совершенно независимо от национальности. И что это вообще значит "фильм о евреях"? Ну так случилось, что Шолом-Алейхем – мой любимый писатель. Oдин из на самом деле немногих моих любимых писателей, и он, да, писал о евреях. Ну и хорошо…(смеется). Да, это мне очень близко на самом деле. Но я же не взяла какого-то другого писателя, который писал о евреях, про еврейское местечко… "Песнь песней" Шолом-Алейхема произвела на меня впечатление драгоценности, в которой простота и хрупкость являются мощью…
– Ева, вы сделали свою третью художественную полнометражную картину. Приxодит ли опыт? Есть ли у вас понимание, что теперь у вас больше опыта, чем картину или две картины назад?
– Да, опыт приходит, безусловно. Просто опыт – это не такая вещь, чтобы обязательно был позитив. В любом опыте, как и вообще в любой вещи, есть свои плюсы и свои минусы…
– С чем стало легче?
– Нет, легче не стало, хотя я должна признаться, что работа над этим фильмом меня делала счастливой. То есть легко мне не было, но мне было очень хорошо: у меня была прекрасная группа… И это тоже опыт. Это группа, с которой я работаю уже не в первый раз, а во второй с половиной. Мы уже как бы знаем друг друга… И нам было очень комфортно и приятно друг с другом работать. А мой первый опыт – опыт работы на моей дебютной картине? Ну это был безумный кошмар, это был ужас. Это был ужас по разным причинам, и в том числе по причине моей неопытности в работе с людьми… Вот теперь этот опыт работы с людьми понемногу приходит, но он приносит в отношениях не только плюсы, но и минусы.
– У вас складывается или уже сложилась своя труппа, актеры переходили у вас из фильма в фильм, среди них есть известные профессионалы, и вы, видимо с ними как-то и по-человечески сблизились, с Мариной Полицеймако или с Альбертом Филозовым, например. Но у вас снимаются и актеры-любители…
– Конечно, в моих фильмах много актеров-любителей. Но скажу сначала о Марине Витальевне Полицеймако. Это мой большой друг. Она человек, которым я всегда буду восхищаться – ею самой и ее искусством. Это для меня невиданная мощь. Я каждый раз, когда я рядом с ней, я все надеюсь (я прямо молюсь на это знакомство) и все хочу, чтобы от нее что-то "полиняло" на меня. Это актриса (и вообще художник), у которой есть бесконечно чему учиться, чем восхищаться, и она непостижима. И она стала моим большим другом.
– А актеры-любители – они, видимо, где-то еще работают на других работах? Они снимаются только у вас?
Ева Нейман
– Да, мои неактеры работают, естественно, на других работах. Есть среди них такие, которые снимаются только у меня, но не потому, что так хотят. Они хотели бы сниматься и еще у кого-нибудь другого, но пока не случилось. Но я надеюсь, случится. Например, Арина Постолова, которая играет у меня взрослую Бузю. Это не актриса, но я работаю с ней уже в третьей картине, и я можно сказать в нее творчески по-хорошему влюблена. Она очень хочет сниматься, и я ей желаю удачи и очень надеюсь, что ее оценят так же, как оценила ее я.
– У вас есть десять очень любимых вами кинокартин, созданных другими режиссерами?
Это для меня абсолютная драгоценность: красота, созданная двумя художниками – Шолом-Алейхемом и царем Соломоном
– Ну, конечно, есть. Но на самом деле это величины изменяющиеся. Десять лет назад я назвала бы совсем другие картины, чем сегодня. Или, может быть, те же, но в другой последовательности. Мне легче назвать режиссеров, которые являются для меня, нет, не камертоном, но это, грубо говоря, высшая лига в моем представлении. Из русских – Тарковский. Дaлее Карл-Tеодор Драйер. Феллини очень люблю. Чарли Чаплин. И моя неменяющаяся страсть – это японские режиссеры. Я не устаю от них никогда, и они всегда для меня абсолютный приоритет. Это настоящая страсть. Это Куросава, Кобаяси, Одзу. Вот это для меня абсолют. Я люблю и Бунюэля. Отношение к его картинам у меня меняется во времени, но он из моей "высшей лиги" никогда не выходит. Кто еще? Бергман. Ну Бергман снимал просто очень-очень много, поэтому не все его произведения у меня в любимых. Это, собственно, и с другими режиссерами так. Но тем не менее это моя абсолютная страсть и приоритет – те, кого я назвала. Есть, конечно же, и замечательные американские режиссеры. Кубрик, например. Но я его никогда не назову, потому что это от меня далеко. Но я все равно смотрю его фильмы, как завороженная, и тем не менее это не мое кино. А вот японцы!.. Казалось бы, что мне у них может быть близко? Но они меня просто околдовывают. Я не прекращаю смотреть их фильмы вот уже 20 лет. А некоторые картины смотрю часто, регулярно… А когда долго не пересматриваю, то у меня возникает ощущение, как будто атмосфера разряжается… А какие у японцев актеры! Какое чувство формы! Меня интересовало в "Песне песней" Шолом-Алейхема в первую очередь не еврейство и даже не сюжет. Там ведь даже и не сюжет, а скорее намек на него. И он, сюжет, очень прост: это юношеская любовь, которая не сложилась, или, точнее, не привела к свадьбе. Ну не это же меня бесконечно вдохновляло на тяжелую работу над фильмом! А красота произведения Шолом-Алейхема и его впечатление от "Песни песней" царя Соломона, которую он читал с детства, которую он полюбил, которая была им абсолютно впитана и переплетена с его жизнью. И красоту этого произведения он никогда не забывал. И это для меня абсолютная драгоценность: вот эта красота, созданная двумя художниками – Шолом-Алейхемом и царем Соломоном. Вот это и было для меня тем, к чему я хотела прикоснуться. Понимаете? Не еврейское бытописание. И не несчастная любовь. Ну это тоже есть, конечно. Но только в контексте. Это Шолом-Алейхем сделал так, чтобы я этим не просто заинтересовалась, а полюбила. В этом убедительная сила его искусства.