Не будем забывать о том, что Верди в свое время получил предложение написать именно "политическую" оперу, ставшую символом Рисорджименто в Италии – борьбы за воссоединение и независимость страны. "Набукко" ассоциируется с грядущими переменами. Эта опера стала символом обновления, возрождения и надежд на будущее. Какая еще опера наиболее подходит для того, чтобы премьера ее новой постановки прошла именно в дни Песаха?
Новой постановкой (мировая премьера) – ко-продукцией Израильской Оперы и Валлонской королевской оперы в Льеже (Бельгия) в Тель-Авиве будут дирижировать маэстро Даниэль Орен, музыкальный руководитель Израильской Оперы и итальянский дирижер Франческа Иван Чьямпа. Режиссер постановки – Стефано Маццонис ди Пралафера (он руководит оперой Льежа и в прошлом году ставил в Тель-Авиве "Богему" Пуччини, а ранее – вердиевские "Отелло" и "Травиату"); сценограф – Александре Хейроу; художник по костюмам – Фернанд Руис. При участии лучших израильских и зарубежных солистов, хора Израильской Оперы и оркестра Оперы – Симфонического оркестра Ришон ле-Циона. Часть зарубежных солистов уже выступали в Израиле, в том числе и во время фестивалей на Масаде, часть приедут к нам впервые.
"Набукко" рассказывает о разрушении Иерусалима Навуходоносором (Набукко) в 586-м году до нашей эры и о попытке еврейского народа преодолеть трагедию. Известно, что эта опера на библейский сюжет по либретто Темистокле Солера была политическим "заказом" – Верди сочинял оперу, подчеркивая ситуацию в раздробленной Италии, призывая к восстанию против Австрийской оккупации и консолидации государства. Хор рабов из "Набукко", ставший неофициальным гимном Италии, считается одним из самых патриотических музыкальных пассажей итальянской истории, и, повторим еще раз, самым красивым произведением оперного хорового репертуара благодаря страстному драматизму, эмоциональной и ассоциативной музыки, мотивам ярости, борьбы, фанатизма, откровенности, силе страстей и свободы.
Премьера "Набукко" с грандиозным успехом прошла 9 марта 1842 года в театре "Ла Скала", в Милане. Верди в один день стал знаменитым. Эта опера была третьей по счету, но первой действительно успешным произведением композитора, закрепившим славу тогда 28-летнего Верди среди итальянцев. Только в 1842 году опера "Набуккко" была представлена 57 раз, а всего Верди написал 25 опер. "С оперы "Набукко" действительно началась моя творческая карьера", – писал Верди. Именно "Набукко" стала сочинением, после которого Верди, переживший провал двух ранних своих опер и личную трагедию (смерть жены и двух дочерей), воспрял духом и вновь вернулся к творчеству, а первая исполнительница роли Авигайль – Джузеппина Стреппони – стала второй его женой. "Это была революция в музыке, о которой до сих пор никто и не помышлял. Характер партитуры был настолько нов, настолько неизвестен, стиль так стремителен, так необычен, что вызвал всеобщее ошеломление. Певцы, хор, оркестр, услышав эту музыку, преисполнялись необыкновенного энтузиазма, – писал современник маэстро Артур Пужен. – Скажу больше: работать в театре было невозможно, поскольку и на сцене во время репетиций, и за сценой постоянно собирались служащие, рабочие, художники, осветители, машинисты, возбужденные тем, что они слышали, и, оставив свою работу, внимали с открытым ртом тому, что происходило на сцене. Когда заканчивался фрагмент, они обменивались впечатлениями, и чаще всего слышалось выражение "Это новое безумство!".
Обратить внимание на либретто Темистокле Солеры "Навуходоносор" уговорил Джузеппе Верди импресарио театра "Ла Скала" Мерелли. Что же касается хора рабов, то вот легенда: "Однажды в руках у Верди оказывается либретто Темистокле Солеры. Случайно выроненное, оно открывается на странице с хором пленных иудеев, написанным на основе 136 псалма "При реках вавилонских". Впоследствии этот хор станет вторым национальным гимном Италии, который прозвучит на открытии "Ла Скала" после Второй мировой войны. Этот же хор сотни людей под руководством Тосканини исполняли на похоронах Верди в 1901 году, а затем, в 1957-м и на похоронах Тосканини. Критики называли "Набукко" драмой для хора – так велико его значение в опере.
Поразительно, но опера "Набукко" предвосхитила революционные открытия в исторической, археологической науке. В год постановки оперы в "Ла Скала" археолог Ботта, французский консул в Мосуле, занимавшийся энтомологией и бывший не столько ученым, сколько удачливым кладоискателем, приступил к раскопкам древнего поселения близ Ниневии. Вслед за первым открытием последовали и другие. Древняя вавилонская цивилизация обретала определенные черты. То, что казалось лишь библейской притчей, мифом, вдруг сделалось очевидной реальностью. Вавилон с его архитектурой, культурой и ее носителями обрел историческую достоверность.
А первым, к кому попало либретто Солера, был немецкий композитор Отто Николаи, посчитавший его непригодным для музыкального воплощения. После отказа писать по этому либретто Николаи создал оперу под названием "Il proscritto", которая катастрофически провалилась в марте 1841-го года, и Николаи был вынужден аннулировать контракт с "Ла Скала". "Набукко" же начал период триумфов Верди, продолжавшийся до конца его деятельности в театре.
Публикуется по материалам PR-агентства