«Субботники» в Израиле. Фото: ageyev.co.il
«Субботники» стали одними из первых, кто отправился из России за новой жизнью в Палестину. Судьба их потомков была не менее славной
В сентябре 1997 года Израиль был взволнован известием о гибели во вражеском тылу боевой группы израильского морского спецназа. Десантники, высадившиеся на ливанском побережье, попали в засаду и приняли неравный бой с намного превосходящими силами врага. Бойцов морского спецназа, дравшихся до последней капли крови, возглавлял подполковник Йоси Куракин, до конца выполнивший свой офицерский долг. Откуда у боевого израильского офицера русская фамилия? Сразу вспоминается старинный дворянский род, оставивший памятный след в российской истории. Род подполковника Йоси Куракина занимает не менее славное место в истории становления еврейского государства.
Русские, ставшие «иудействующими»
В Музее диаспоры в Тель-Авиве посетители обращают внимание на множество русских фамилий среди участников первой сионистской алии – движения по еврейскому заселению Палестины в начале ХХ века. Куракины, Матвеевы, Нечаевы, Евдокимовы – все они из русских крестьян, принявших иудаизм, за что их в России называют «жидовствующими», «иудействующими», «герами» или «субботниками». Эти люди слились с еврейским народом и оставили свой заметный след в истории еврейского государства.
Исследователь Цви Кашдай, путешествовавший в конце XIX века по югу России, с удивлением обнаружил русских крестьян, принявших иудаизм. В своей книге «Иудействующие» он пишет: «Увиденное растрогало и воодушевило меня. Русские от рождения, отпрыски исконно русских родов, они пели еврейские песнопения в честь еврейской субботы. По собственному выбору, по собственной воле, без каких-либо агитаций со стороны!».
Первые сведения о субботниках – русских крестьянах, принявших иудаизм, – появляются в официальном документе от 1770 года, когда власти насчитали около 400 «субботников» в Саратовской губернии. В 1823-м, по данным МВД, в Российской империи проживало около 20 тысяч «субботников». Максимальное их число было зарегистрировано в 1912 году, когда «иудействующими» в России признали себя более 100 тысяч человек.
На протяжении столетий власти и православная церковь подвергали их преследованиям. Достаточно сказать, что в царской России, только за исключением периода с 1905 по 1912 год, движение «субботников» было признано противозаконным.
На рубеже XIX–XX веков идеи возрождения еврейского государства на Святой земле нашли массу сторонников среди русских «субботников». Многие из них примкнули к сионистскому движению и в числе первых еврейских поселенцев отправились в Палестину.
В конце XIX века крестьянин села Солодники Астраханской губернии Агафон Куракин, принадлежавший к «субботникам», вместе со своими последователями решил официально перейти в иудейскую веру. Вместе с женой и двенадцатью детьми он отправился в признанный центр раввинистического иудаизма – в Вильно (ныне Вильнюс), где под руководством раввинов обучался в религиозном учебном заведении ешиве.
После прохождения гиюра (перехода в еврейство) он принял имя Авраам и в 1898 году в составе большой группы еврейских поселенцев-первостроителей еврейского государства прибыл на Святую землю. Авраам Куракин не был единственным — в то время тысячи русских крестьян-«субботников», желавших слиться с еврейским народом, прошли похожий путь.
Их потомки и сегодня заметны в жизни Израиля. Так, генерал Рафаэль Эйтан, начальник Генерального штаба израильской армии в 1978–1983 годах, вел свою родословную от крестьян Орловых, прибывших в Эрец-Исраэль в начале прошлого века.
Глеб Баевский, выпускник Морского корпуса и Морской академии, потомственный морской офицер и дворянин, близко принял идею строительства еврейского государства близко к сердцу. Революция застала его старшим офицером крейсера «Аврора». Он участвовал в гражданской войне в России и после разгрома белого движения оказался в эмиграции. Встреча с Иосифом Трумпельдором, российским офицером и георгиевским кавалером, ставшим основателем еврейских военных формирований в Палестине, перевернула его жизнь: Баевский проникся идеями сионизма и примкнул к еврейским халуцим – «пионерам», отправлявшимся на Святую землю.
Баевский, получивший еврейское имя Арье, прибыл в Палестину в 1920 году. Он присоединился к боевой организации «Бейтар», где был сторонником самых решительных действий против арабов и британских властей. Ему принадлежат лавры одного из основателей израильского флота – в 1930-е годы прошлого века он был заместителем командира школы морских офицеров, созданной «Бейтаром».
Классиком израильской литературы стала уроженка рязанского села, поэтесса Елизавета Ивановна Жиркова, дочь православного священника и ирландки. Она публиковала свои стихи на иврите под псевдонимом Элишева – начала писать их еще в Москве, а после приезда в Палестину в 1925 году стала известной израильской поэтессой.
В израильской области Галилея как музей еврейских первопоселенцев бережно сохраняется усадьба Дубровиных, русских крестьян-«субботников», прибывших в Палестину в 1903 году. Они поселились в еврейском поселении Ха-Есод, где основали образцовое хозяйство. Несмотря на тяжелые климатические условия, малярию, унесшую жизнь троих детей, и постоянные нападения арабов, Дубровины выстояли и вошли в историю Израиля как пример стойкости и преданности идеалам первопроходцев.
Читайте в рубрике «История»Не проигранная войнаПоражение российского флота у острова Цусима еще не означало поражения в войне
Винтовка и плуг
Семья Авраама Куракина тоже прошла обычный путь еврейских поселенцев. В 1901 году они получили земельный надел от Еврейского национального фонда, на котором основали ферму. Условия жизни были крайне тяжелыми — их ждала непаханая сотни лет земля, которую пришлось буквально возрождать из песка. Большую опасность представляли постоянные набеги арабов, поджигавших посевы, грабивших инвентарь и терроризировавших поселенцев. Стычки с ними зачастую приобретали характер затяжной войны. От малярии вымирали целые семьи еврейских первопоселенцев.
Для борьбы с арабскими бандами стали создаваться еврейские сторожевые отряды Ха-Шомер («Страж»), одним из бойцов которых стал сын Авраама Куракина — Ицхак. Сын Ицхака, Реувен Куракин, погиб в схватке с арабами. Жизнь еврейских поселенцев всегда была связана с винтовкой и плугом.
Йоси Куракин. Фото: архив Александра Щульмана
Преданность родной стране приходится оплачивать собственной кровью. Менахем Куракин родился в 1922 году и с детских лет занимался крестьянским трудом на родительской ферме. Уже в пятнадцать лет он вступил в «Хагану» — еврейскую подпольную армию – и принял участие в боях с арабами. Командование «Хаганы» направило его в подразделение морских коммандос. В начале Второй мировой войны британское командование обратилось к «Хагане» с предложением о проведении совместных операций против нацистов и их союзников.
18-летний Менахем Куракин вошел в группу из 23 еврейских и британских коммандос, перед которой была поставлена задача атаковать штаб пронацистского режима Виши в ливанском порту Триполи. В январе 1941 года корабль с бойцами вышел из хайфского порта. Назад он не вернулся.
В 1948 году в огне войны за независимость при прорыве блокады Иерусалима погиб представитель куракинского рода – 18-летний Рафи Коэн. В этой войне отличился еще один представитель рода Куракиных – 18-летний Авраам Авигдоров. Он родился в деревне возле Тивериадского озера. Его отец погиб в схватке с арабами, когда Аврааму было шесть лет. Мать отдала мальчика в сельскохозяйственную школу-интернат, а в 16 лет он вместе со всеми своими одноклассниками вступил в легендарный «Пальмах» («Ударные роты»).
17 марта 1948 года Авраам Авигдоров совершил поступок, вошедший в историю Израиля – идя на верную смерть, он уничтожил конвой, доставлявший оружие из Ливана палестинским арабам. Каким-то чудом он, проведя три недели в коме, выжил и вернулся в строй. За этот подвиг Авигдорову было присвоено звание Героя Израиля. Он оказался в числе двенадцати солдат, получивших эту высокую награду.
Арье Куракин – командир морских коммандос
Представитель пятого поколения Куракиных, Йоси, родился в 1964 году в семье офицера морского спецназа Арье Куракина. У Йоси всегда был перед глазами пример отца — участника многих отчаянных по смелости боевых операций, и перед ним не стояло проблемы о выборе профессии на всю жизнь. В школе Йоси занимался боевыми искусствами, увлекался регби и виндсерфингом. В 10 классе прошел курс подготовки боевого пловца на морской базе Гадны. В 1983 году был призван в армию и прошел отбор в морские коммандос.
Армейская карьера Йоси складывалась удачно: офицерские курсы, командование взводом, ротой морского спецназа, постоянное участие в боевых операциях в тылу врага… В 1995 году Йоси Куракин получил звание подполковника и возглавил подразделение морских коммандос, с которым не раз шел в бой. 4 сентября 1997-го подполковник Йоси Куракин со своими бойцами ушел в последний бой.
Более тысячи потомков русского крестьянина Авраама Куракина живут сегодня в Израиле. Как знак общественного признания заслуг рода Куракиных 4 мая 2003 года, в день 55-й годовщины государства Израиль, почетное право зажечь юбилейный факел на горе Герцля в Иерусалиме вместе с президентом страны было доверено Нево Куракину, восьмилетнему сыну погибшего подполковника Йоси Куракина.