В определенном возрасте человек всё чаще стремится поговорить с кем-либо по душам, высказать свою точку зрения на ту или иную проблему, поговорить с умным человеком, услышать его и, непременно, быть самому услышанным. Такая возможность, к огромному сожалению, не так часто предоставляется жизнью пожилому человеку. Дети и внуки снисходительно выслушивают просьбы, естественно, оказывают посильную помощь, и с чувством выполненного долга, окунаются с головой в собственные проблемы. И ничего с этим не поделаешь. Сами таковыми были. Современная израильская жизнь другого не представляет молодому и среднему поколению, кроме борьбы с ней, родимой, за выживание и надежду на лучшее будущее.
Что же моему поколению остается? Правильно – надеяться только на самих себя.
Хочется поговорить с умным человеком? Поговори с собой! Кого ещё умнее и достойнее ты найдешь вокруг себя?! Спорь, изливай душу, возмущайся, негодуй и радуйся. И всё это разнообразие в одном «драгоценном флаконе» – тебе любимом. А если этого будет недостаточно, поделись своими мыслями с товарищами по возрасту на просторах интернета. Тебя прочитают, кое-кто возразит, а некоторые поругают. Отличный фитбэк для пишущей братии. Скажем так, пишущей и далеко не всегда публикуемой. Но кого это может огорчить? Для сего таинства души молодые евреи создали социальные сети. Пиши-не хочу. Вот и я сегодня хочу поговорить с умным человеком о старой, набившей оскомину, теме.
Анатолий: Почему в моём городе Ришон ле-Цион постепенно сошло на нет влияние партий, отождествлявших ранее и ныне позиционирующих себя с русскоязычной общиной города?! Почему в городе на последних выборах в местный совет выбран только один русскоязычный депутат от самостоятельного списка и один депутат от партии Наш дом Израиль?! Почему русскоязычная община выразила недоверие партии Либермана и пошла голосовать за израильские партии, традиционно не интересующиеся проблемами репатриантов? Почему господин Либерман после проигрыша на выборах в местные органы власти не сделал никаких выводов и не подготовился к выборам в кнессет?! Было понятно, что этот «звоночек» не случаен, и партию ждут нелегкие времена? Почему только сейчас после выборов и ухода из правительства руководитель НДИ вновь взял на вооружение репатриантские проблемы?
Петровецкий: А, чем тебя не устраивают его объяснения по последнему вопросу? Вот некоторые из его объяснений:
«Когда же выяснилось, что Нетаниягу «продал» все принципы и все бюджетные ресурсы ультраортодоксальным партиям, стало ясно, что вход партии НДИ в коалицию невозможен».
Или вот ещё:
«Если бы мы вошли в коалицию, то не смогли бы объяснить, как правительство, которое называет себя национальным, отменяет «равное распределение бремени» в воинской службе, не обязуется уничтожить ХАМАС в секторе Газы, отказывается ввести смертную казнь для террористов, прекратило строительство в еврейских кварталах Иерусалима и поселений, и многое другое».
Анатолий: Ну, это, действительно, верно. Должна же быть хоть какая-нибудь преемственность в обязательствах правительства! Я прекрасно знаю все его объяснения по решению не входить в коалицию. Но самым главным, вернее самым убедительным лично для меня является его заявление: «
Мы ни в коем случае не можем войти в коалицию и подписать коалиционные соглашения в том виде, в котором их подписали другие партии, когда в этих соглашениях нет ни слова о репатриации и абсорбции. Во время предвыборной кампании Нетаниягу и высокопоставленные представители Ликуда выступали ежедневно в русскоязычных СМИ и громогласно обещали золотые горы выходцам стран СНГ в Израиле. Используя все возможные платформы СМИ, Нетаниягу щедро одаривал русскоязычную общину конкретными обещаниями в обмен на их голос на выборах. Другие партии, которые вошли в коалицию, также рассыпались в бесконечных обещаниях в погоне за «русскими голосами», а сегодня в своих коалиционных требованиях успешно проигнорировали темы репатриации и абсорбции, необходимость решения пенсионного вопроса, проблемы работников компаний по найму, необходимость увеличить пособия по квартплате и многие другие вопросы. Список проблем репатриантов, которым не нашлось места в коалиционных соглашениях, слишком длинный и непростительный».
Но где же была достойная принципиальность Либермана, когда он потащил русскоязычную общину в объятия Нетаниягу?! Не он ли сам сыграл с собой и партией злую шутку?! О депутатах НДИ я даже говорить не хочу. Все они хором поддержали «босса» в этом недальновидном вопросе. А по-другому и не должно было быть. Кто тогда хотел слышать рядовых членов партии, которые не понимали этого шага, и практически, не соглашались с подобным решением Либермана. Но в НДИ всегда принимаются решения в один голос.
Петровецкий: Мне кажется, депутаты от партии НДИ настолько уверовали в собственное несокрушимое положение на израильском государственном небосклоне, что постепенно оторвались от насущных проблем алии. На словах это выглядело очень пристойно, а на деле, к сожалению, всё обстояло вовсе не так радужно. Мы радовались, что наши представители смогли пробить стеклянный потолок и вырваться в самые высшие эшелоны власти. Но они забыли о том, что потолок стеклянный. Его можно пробить как снизу-вверх, так и сверху вниз. И это действие называется «падением».
Анатолий: Хорошо. Пойдем дальше. Город Ришон ле-Цион в период большой алии из республик бывшего Советского Союза имел неофициальное название «Рашин ле-Цион». Выходил даже журнал с одноименным названием, выпускаемый ирией города.
Более того, в городе образовывались различные общественные организации, объединяющие русскоязычное население по различным направлениям и возрастным приоритетам.
Петровецкий: Вспомнил! Когда это было?! Ты ещё обратись ко времени создания Ришона русскоязычными основателями-первопроходцами в 1882-83 годах!
Анатолий: Но ведь было же. И куда делось? Правда, политики от алии сразу же увидели перспективу собственных карьерных продвижений по лестнице исполнения заветных желаний.
Петровецкий: Согласен. Уверен на все 100%, что принцип разумного эгоизма, так метко в своё время подмеченный Достоевским, не канул в лета. И политики первой репатриантской волны большой алии 90-х годов не являлись исключением. Они шли в политику для того, чтобы помочь в репатриации своим соплеменникам, брошенным на волю случая еврейским государством.
Анатолий: Так они мотивировали свое стремление попасть во власть.
Петровецкий: Правильно. Но и о собственном благополучии, как карьерном, так и материальном никто из них не забывал. Как на уровне государства, так и на городском уровне. Подобные движения во властные структуры проходили во всех городах земли обетованной с большим или меньшим успехом. Ришон ничем не отличался в этом вопросе от других городов.
Анатолий: Судить о достижениях и неудачах «первопроходцев» не буду, так как эта тема изъезжена вдоль и поперек. В связи с достижениями и промахами одной партии, было обусловлено появление другой партии на русскоязычной улице, которая постепенно разошлась по «маленьким дворикам» личностных амбиций партийных боссов.
Петровецкий: Именно поэтому, общественные городские организации потеряли политические ориентиры и стали поддерживать тех, кто больше пообещал во время предвыборных компаний.
Анатолий: Естественно, этим не преминули воспользоваться традиционные израильские партии-ватики. Народ, который неуверенно чувствует себя в новых жизненных условиях можно «купить» за обещание «изменить жизнь к лучшему».
Петровецкий: Причем, даже не за конкретику, а за надежду и веру в глобальные изменения, на которые, как всегда случалось после выборов, нет ни денег, ни государственной воли к достижению, несомненно, благообразных намерений. Но время не учит.
Анатолий: Вернее, все прекрасно понимают, что их примитивно обманывают, но с верой в изменение жизни к лучшему очень трудно расстаться. Вот и идет наш брат, как на убой за очередным сборщиком политических голосов к урнам, как к рогу изобилия.
Петровецкий: А, в результате, получает новую словесную модификацию старого политического обмана.
Анатолий: Я сожалею, что давно исчезли и журнал «Рашин ле-Цион», и многообещающее название города с претензией на олимовскую оригинальность.
И не потому, что это издание было лучше тех газет, которые выходили в Ришоне на русском языке впоследствии. И вовсе не потому, что его название связано с нашими советскими корнями. А прежде всего, потому, что этот журнал вселял надежду на хорошую абсорбцию в новой ментальности и языковой среде. И «псевдоним» города говорил о том, что ты пойдешь вместе с такими же репатриантами к своим еврейским корням вглубь и вширь. И ты совсем не один. Есть на кого опереться в начале пути. Но так не произошло. Израильский девиз жизни: «Каждый за себя!» взял верх над пережитками «совка» – «Человек человеку – друг, товарищ и брат!». И с этим тоже ничего не поделаешь.
Петровецкий: Плохо это или хорошо – утверждать не берусь. Только знаю одно -русскоязычное население в Ришон ле-Ционе не уменьшилось. Скорее – наоборот. С каждым годом популярность Ришона возрастала, и новые репатрианты с большим удовольствием связывали свою жизнь с этим городом.
Анатолий: Так что же произошло? Неужели мы настолько вросли в израильскую жизнь, что для нас не существует общих проблем, и партия для преодоления этих проблем нам вовсе не нужна?! Как бы меня не убеждали оптимисты от алии, что нам такая партия уже не нужна, я в это не могу поверить. И не потому, что не хочу. Израильское общество соткано с различных этнических лоскутков, которые по-прежнему держатся вместе, их представители во власти отстаивают свои интересы, а не общегосударственные. И такое трагико-комическое создание нынешней коалиции тому яркое подтверждение. Я уже не говорю о бухарской еврейской общине, общинах выходцев из Ирана, Ирака, Марокко и других восточных стран. А меня упрекают в том, что я выступаю за сохранение «русского гетто», которое мешает нормальной абсорбции новых репатриантов. Другим общинам не мешает, а нашей мешает. И выступают с таким обвинением, прежде всего и только, сами русскоязычные представители. Так, неужели наши бывшие и нынешние сограждане забыли о том, что нас объединяет?!
Петровецкий: Конечно же, многие возразят: «Кроме ужасного советского прошлого, которое необходимо как можно быстрее забыть, исковерканной ментальности галутной жизни, единого территориального пространства, языка, культуры, образования, единообразного воспитания, земли, принявшей не одно поколение наших родных и близких – нас больше ничего не объединяет!».
Анатолий: Но разве этого мало для ощущения духовного единения?!
Петровецкий: Если проанализировать содержание интернетовских просторов, то ответ будет вполне утешительный для русскоязычной общины страны в целом и Ришон ле-Циона в частности. В виртуальном пространстве создано огромное количество групп по интересам представителями нашей общины с вполне конкретными названиями, говорящими сами за себя: «Русскоязычный Ришон», «Страничка «Ришон ле-Циона», «Мы – Ришоним» и многие другие, насчитывающие солидное количество участников различных возрастных групп. Люди стремятся к общению на том языке, с которым никогда уже не расстанутся. У них появляются общие проблемы, которые они пытаются совместно решить. Люди высказывают своё мнение по различным вопросам внутренней и внешней политики Израиля, обсуждают арабо-израильский конфликт, который не является для них чем-то, отвлеченным во времени и месте.
Анатолий: Но с таким же запалом в нашей общине обсуждается российско-украинский конфликт. Различные мнения, неоднозначное отношение. «Интеллектуальные бои» разгораются с впечатляющей силой и неравнодушием, естественно, с использованием такой родной и понятной российско-украинской ненормативной лексики. Народ даже в споре объединен, как бы он не хотел быть «настоящим израильтянином», а не «совком». Петровецкий: Нет, русскоязычная община города жива. Никуда не делась. Так почему же она не представлена достойно в городском совете, да и в государственном управлении?! Только, кто её сегодня сможет достойно представлять на всех уровнях власти?!
Анатолий: И вновь мне хочется привести слова Авигдора Либермана: «Мы будем бороться и защищать интересы Израиля и его граждан, где мы бы ни были, и посвятим этому все свои силы и возможности».
Анатолий Петровецкий: «Свежо предание, да верится с трудом» …
Но чем черт не шутит?!
Анатолий Петровецкий
главный редактор сайта «Ришоним»