Миф о чудовище с телом человека и головой быка является одним из наиболее известных древнегреческих преданий и многие века вдохновляет поэтов, художников и скульпторов на создание своих творений. Сохранилось множество античных амфор, пифосов, фресок с изображением поединка Тесея и Минотавра, созданы многочисленные романы и поэмы. В Божественной комедии Данте Минотавр является стражем седьмого круга ада, покорение Минотавра запечатлено в балетах, образ Минотавра переосмысляется современной литературой, оставаясь популярным у писателей и читателей.
Согласно греческой легенде Минотавр – сын Пасифии жены правителя Крита Миноса и быка, посланного на остов Посейдоном в наказание за непослушание царя. Минос скрыл чудовище, произошедшее от неестественной любви в построенный греческим архитектором Дедалом гигантский лабиринт, куда ему бросались на съедание преступники, а так же семь прекрасных юношей и семь прекрасных девушек, которых во избежание войны раз в девять лет должны были направлять Афины, провинившиеся перед Критским царем.
Девушек и юношей из Афин увозил корабль, носящий черные паруса. Тесей, сын Эгея правителя Афин, разузнав у отца страшную причину, по которой судно уходило из города под черными парусами, отважился убить Минотавра. Заменив собой одного из юношей, предназначенного для пожирания, он отправился на остров, пообещав отцу, что победит чудовище и вернется домой на корабле, сменив черные паруса на белые. Попав на Крит в числе четырнадцати жертв, Тесей очаровал единоутробную сестру Минотавра – дочь Миноса и Пасифии Ариадну. Она даровала Тесею клубок ниток, разматывая которые по мере продвижения вглубь лабиринта, герой указывал себе дорогу назад.
Сразившись с чудовищем и одержав победу, сын правителя Афин выбрался по нити Ариадны. Собираясь вместе с возлюбленной в обратный путь, Тесей столкнулся с препятствием – бог Дионисий, в жены которому была завещана Ариадна, затребовал от него отступиться от девы. Тесей не выполнил требование бога, за что был наказан забвением обещания, данного отцу о замене парусов. Царь Эгей, встречавший на берегу сына, увидев галеру с черными парусами, в не себя от горя бросился в море, названное впоследствии Эгейским.
Артур Эванс английский археолог хранитель археологического музея Эшмола в Оксфорде сопоставил мифический сюжет с достоверной страницей истории острова. Приступив к раскопкам 16 марта 1900 года, уже в первую неделю археолог обнаружил сооружения входящие в состав Кносского дворца, античные фрески, керамические пифосы и образцы критской письменности, которые в последствие он разделил на «Линейное письмо А», «Линейное письмо Б» и «критские иероглифы».
Кносский дворец, известный во всем мире как лабиринт Минотавра, раскинулся на площади примерно 16 тысяч квадратных метров и вмещает в себя свыше тысячи помещений, расположенных на разной высоте, часть из которых уходит под землю, и соединенных между собой коридорами, лестницами и проходами. Стены многих помещений украшены фресками с изображениями быка, грифонов, дельфинов, сценами из повседневной жизни горожан, двойной секиры греческого оружия, носящего название «лабрис». Во дворце сохранились тронный зал, с каменным троном, расположенным вдоль одной из стен, покои царицы, парадная лестница, распростершаяся на четыре этажа и хорошо освещенная благодаря световому проему с массивными колоннами.
Развалины, дошедшие до нашего времени, в большинстве своем принадлежат уже второму дворцу. Известно, что ранее на том же месте предположительно в 1900 -1700 годах до нашей эры существовал первый дворец, который был разрушен сильным землетрясением. Впоследствии на его руинах был построен новый дворец, оставивший после себя многочисленные легенды и предания, и окончательно уничтоженный в 1450 годах до нашей эры пожарами, точная причина которых до настоящего времени не установлена.
В результате этих исследований Артуром Эвансом была открыта неведомая до тех пор, одна из величайших древних цивилизаций, существовавшая между первобытными эпохами и античностью.
В честь царя Миноса, при котором был построен Кносский дворец, Эванс назвал ее минойской. Влияние минойской культуры распространилось на материковую Грецию, ею была ассимилирована Кикладская культура. А после вторжения на Крит греков-ахейцев минойский Крит перешел к новому этапу развития, на острове возникает смешанная Микенская культура, которая впоследствии оказала свое влияние на острова Эгейского моря, материковую Грецию, Крит и ряд территорий восточного Средиземноморья. Однако не позднее 4-3 веков до нашей эры в результате дорийского вторжения минойская культура исчезает, а коренное население Крита ассимилируется греками.
Баранова Ольга
katerinagoltcman.com
1
1