22.11.2024

Притча. Забавная притча


 

Однажды Великий Инквизитор задумал погубить всех ‎евреев Испании разом, ну чтобы не возиться с каждым ‎по отдельности, так сказать, повысить КПД своих ‎трудов. Предстал он пред очи короля.‎

‎- Ваше Католическое Величество. Есть среди подданных ‎Вашей короны один народ, живущий обособленно, ‎законов королевства не соблюдает, придерживается ‎своих варварских обычаев.‎

Король был человеком достаточно образованным, чтобы ‎понять, что речь идет о евреях. Не то, чтобы он был ‎большим филосемитом, но и истреблять без повода ‎народ который исправно платит налоги в казну, ‎поставляет двору лучших медиков, юристов, ювелиров, ‎ему вовсе не хотелось.‎

‎- О ком Вы говорите, святой отец? Взбунтовались ли ‎мавры или снова в королевстве появились цыгане?‎

‎- Нет, Ваше величество, но у Вас есть гораздо более ‎опасный враг – иудеи, коих стоит уничтожить или ‎изгнать из королевства навсегда.‎

‎- Святой отец, полно, ну какие варварские обычаи ‎они могут соблюдать, ведь по большей части они ‎народ образованный и придерживаются закона Моисея, ‎не хотите ли Вы сказать, что Санта Библиа может ‎содержать нечто варварское?‎

‎- Государь заблуждается! Иудеи вовсе не соблюдают ‎закон Моисея, а их образование – светское, они ‎позабыли и язык своих предков и закон Моисеев, а ‎тот закон, которому они следуют – это напластование ‎различных суеверий.‎

‎- Дорогой мой, подобные обвинения требуют ‎доказательства

‎- Конечно, Ваше величество. Давайте устроим диспут. ‎Пусть иудеи выставят против меня величайшего из ‎своих мудрецов и я докажу, что он сей лжеименный ‎мудрец полный невежда во всем, что касается ‎еврейского языка и знания Писания. ‎

На том и порешили. Король объявил, что через месяц ‎состоится диспут между христианами и иудеями.‎

‎ ‎
Условия таковы:‎

‎1. Цель диспута: выяснить, кто лучше знает язык ‎Писания и Закон Моисеев ‎

‎2. От каждой стороны будет по одному участнику. От ‎христиан – Великий Инквизитор, от иудеев тот, кого ‎они сами назначат. ‎

‎3. Участники будут поочереди задавать друг другу ‎вопросы и отвечать на них. ‎

‎4. Кто первым признает, что не знает ответа на ‎вопрос, будет немедленно казнен.‎

‎5. Если в результате диспута выяснится невежество ‎иудеев, то они немедленно будут изгнаны из ‎королевства, те же кто ослушаются, будут казнены.‎

‎ ‎
В среде евреев начался переполох. Все раввины ‎Испании собрались на совет. Никто не хочет брать на ‎себя такую тяжелую ответственность, ведь речь идет ‎далеко не только о собственной жизни. Шутка ли, на ‎карту поставлено существование целой общины. Ах, ‎если бы был жив РаМБаН! Целый месяц раввины не ‎могли решить, кто будет представлять евреев на ‎диспуте. Целый месяц евреи постились, молились, ‎учили мишнайот. Остался последний день. Главный ‎Раввин Сефарда не спал всю ночь. Всю ночь он молил ‎Вс-вышнего, чтобы Тот послал ему знак, как надлежит ‎ему поступить. После утренней молитвы старец велел ‎собрать всех мудрецов на последний совет, где хотел ‎объявить, что сам будет выступать оппонентом ‎Великого Инквизитора. В этот момент к нему подошел ‎внук, маленький Хайме, любимец дедушки.‎

‎- Деда, а что такое «иш там»?‎

‎- «Иш там», внучок, это простодушный, прямой, ‎бесхитростный человек, а почему ты спрашиваешь? ‎

‎- Просто, когда мы учили Пасхальную Агаду, то ‎учитель объяснял, что «там» – это наивный ‎простачок, а сегодня когда ты читал Тору, во время ‎молитвы, я услышал, что Тора так назвала нашего ‎праотца Яакова. ‎

Вот смотри, я нашел это место: ‎

‎«И выросли отроки, и стал Эсав человеком, сведущим ‎в улове, человеком полевым; а Яаков – человеком ‎бесхитростным, пребывающим в шатрах».‎

‎- Погоди, внучок, погоди – старый раввин вскочил и ‎побежал звать синагогального служку ‎

‎- Авраам, срочно найди и приведи ко мне сапожника ‎Яакова, что сидит в палатке на рынке, того самого, ‎что молится, сидя в последнем ряду в синагоге.‎

Через час собрался совет раввинов Испании. Все ‎молча ждали, какое же решение вынесет Главный ‎Раввин. ‎

‎- Господа и учители! Я долго ждал, пока Г-сподь ‎пошлет мне какой-нибудь знак, наконец, сегодня, я ‎услышал Его волю. Евреев на диспуте будет ‎представлять сапожник Яаков и да помогут ему Небеса ‎показать, что недаром он носит имя нашего праотца.‎

На лицах присутствующих появилось изумление, уж не ‎тронулся ли умом старец от бедствия, которое на них ‎свалилось? В зале прошел шепот, перешел в шум ‎возмущения. Главный Раввин поднял руку и все ‎замолчали. ‎

‎- Я уже принял решение, потому просто ставлю вас в ‎известность. Я уверен, что это решение ‎получено Духом Святости, и не изменю его.‎

Раввинам ничего не оставалось делать, как ‎склониться пред решением своего главы.‎

‎ ‎
Сказать, что сапожник был простаком, значит, ничего ‎не сказать. Нет, читать он умел, правда, плохо. И в ‎школе учился, правда, всего три года. И закон ‎Моисеев соблюдал, правда, чисто инстинктивно, на ‎уровне рефлексов, выработанных с младенчества и ‎никогда не смог бы объяснить, почему он поступает ‎так, а не иначе. Ему было 22 года, но он не был ‎женат, потому что мало кто хотел породниться с ‎глуповатым парнем, который считал, что ‎наиглавнейшим мудрецом во всей Вселенной является ‎старик-меламед! Который его в детстве учил читать, ‎а сам, подумать только! – умел не только читать, но ‎и писать без ошибок на святом языке Торы и даже ‎понимал, что там написано, правда, правда! Вот ‎такого человека выбрал Главный Раввин Испании на ‎диспут с Великим Инквизитором, владевшим ивритом, ‎арамейским, греческим и латынью, человеком, чьей ‎ученостью восхищались лучшие умы Европы, а пред ‎суровостью которого трепетала вся Испания.‎

Наутро состоялся диспут. За каждым участником стоял ‎палач с мечом наизготове. Король хотел показать ‎свою справедливость, демонстрируя равное положение ‎обеих сторон. Противники начали задавать друг другу ‎вопросы. Инквизитор, видя, что перед ним неопрятно ‎одетый молодой человек, явно не похожий на мудреца, ‎решил, что евреи заранее сдались и выставили перед ‎ним того, о чьей смерти никто не пожалеет. Но все ‎же, подумал он, нужно чтобы все выглядело по-‎настоящему и никто никогда не усомнился в том, что ‎я честно выиграл этот спор, а евреи не зря изгнаны ‎из Испании. А потому, нужно дать ему ответить на ‎несколько вопросов. Начнем с самых простых

‎- Скажи, Иаков, какая первая буква еврейского ‎алфавита? ‎

‎- Это простой вопрос, даже думать не нужно, алеф! – ‎с воодушевлением ответил Яаков и прищурившись ‎спросил – А вот Вы Ваше Преосвященство, скажите, ‎какая -, Молодой человек понизил голос – последняя ‎буква?‎

‎- Тав -, усмехнулся Инквизитор,- каким словом ‎начинается Тора? ‎

‎- Берешит, В начале! – Яаков расправил плечи и ‎хлебнул воды – а каким словом заканчивается Тора?‎

‎- Исраэль, перевода не требуется, – улыбка Великого ‎Инквизитора стала еще шире, – Скажи, милейший ‎Иаков, а какая книга завершает ту часть ТаНаХа, ‎которая называется Пророки?‎

‎- Малахия! – выпалил Яаков, радуясь, что на такой ‎сложный вопрос он сразу нашел ответ. Однако он ‎встал перед сложной проблемой. Какой вопрос теперь ‎самому задать. Ведь раньше ему было легче, его ‎оппонент спрашивал про первую букву, первое слово, ‎можно было спросить про последнее, а теперь он сам ‎спросил про последнюю книгу. Яаков напрягся, ‎задумался. Выпил еще воды. Потер лоб. Посмотрел на ‎своего противника. Тот просто источал елей. Яаков ‎снова напрягся и, лукаво улыбнувшись, спросил:‎

‎- А вот пусть Ваша милость скажет, что такое «ани ‎ло йодэа»?‎

Великий Инквизитор чуть не расхохотался простодушию ‎глупенького еврея, видимо, искренне считавшего, что ‎он не сможет перевести такую простую фразу:‎

‎- Милейший Иаков, это – «я не знаю»…‎

‎ ‎
В ту же секунду палач не задумываясь, одним взмахом ‎меча снес преосвященную голову Великого ‎Инквизитора.‎

Король вскочил с трона, но было уже поздно что-либо ‎делать. Евреям позволили удалиться из дворца и ‎остаться в королевстве.‎

Евреи всей Испании устроили праздник по поводу ‎своего спасения. В главной синагоге собралось все ‎иудейское население столицы чествовать Яакова. За ‎пиршественным столом Главный Раввин, подливая вина ‎в бокал героя, спросил его:‎

‎- Скажи сын мой, как тебе пришла в голову такая ‎гениальная мысль задать нашему врагу вопрос, на ‎который он неминуемо должен был ответить «я не ‎знаю»? ‎

Наспех дожевывая кусок баранины и отхлебнув вина, ‎Яаков ответил: ‎

‎- Понимаете, господин и учитель мой, когда я учился ‎в йешиве, то столкнулся с этой фразой, «ани ло ‎йодэа». Прочел раз, другой, третий, но так и не ‎понял, тогда я спросил меламеда, да будет ‎благословенна память этого праведника, что она ‎означает? Меламед ответил: «Я не знаю». Вот я и ‎подумал, если даже такой великий мудрец, как наш ‎меламед не знал этого, то как может какой-то ‎не еврей знать?‎


67 элементов 1,058 сек.