«Взять и поделить». Именно под этим девизом происходит в Израиле подписание коалиционных соглашений при формировании нового правительства. То есть партии, составляющие правительственную коалицию, договариваются забрать в виде налогов деньги у тех, кто вкалывает на нескольких работах и еле сводит концы с концами, и поделить их между теми, кто в народное хозяйство никакого вклада не вносит. По крайней мере, в коалиционных переговорах, которые завершились только что, идея эта прослеживается вполне четко. Тем же из избирателей, кто по своей природной наивности еще надеялся на гражданские реформы или на то, что правительство всерьез займется изменением уровня жизни среднего класса, остается лишь кусать локти.
Надо признать, что в недостатке эмоциальности участников коалиционного торга обвинить невозможно. Какие драмы, какие античные трагедии! Позвонил — не позвонил, ответил на звонок — не ответил. Зритель (то бишь население всей страны), прямо как в детективе Хичкока, держится в постоянном напряжении, и исход этой драмы практически невозможно предугадать. Концовочка, правда, вышла так себе. Ну, а что вы хотите, если в Израиле каждый рядовой гражданин по уровню политического сознания не уступает высшему руководству страны? Ребенку понятно, что с таким населением стандартное правительство с ограниченным количеством министров просто не сможет справиться. Так что правительству, хочешь не хочешь, приходится расширять собственные ряды — опять же, на благо своего несчастного населения.
Знаете, в любой стране есть проворовавшиеся слуги народа. Есть и те, кому довелось отбывать наказание за решеткой. Но чтобы человек, приговоренный к лишению свободы за получение взятки, спустя несколько лет стал министром экономики?! Зачем его вообще зажали в тюрьму? Назначили бы сразу на пост министра и зачли это как исправительные работы.
Не место красит человека, а человек место. А уж какие изумруды и рубины украшают формирующееся правительство — любо-дорого смотреть. Возьмем хотя бы нового министра юстиции. Кто считает, что на нее не любо-дорого смотреть, — пусть первым бросит в меня камень. Молодая красивая женщина. Ну, правда, совсем без юридического образования и хоть какого-то опыта работы в юридической сфере, ну так и что? Кто сказал, что сапожник не имеет права ходить босиком? В Израиле и так наблюдается избыток адвокатов, пусть хоть министр юстиции будет из народа.
Руководство страны не должно руководствоваться лишь популистскими соображениями и всегда стремиться завоевать популярность у простого народа. Иногда приходится принимать и непопулярные решения: например, назначить на пост министра культуры человека, ставшего в Израиле олицетворением бескультурья. А вы знаете — я в нее верю! Верю в то, что она способна на многое: например, познакомить израильтян с русским фольклором. Каким образом? Я вам гарантирую, что уже очень скоро анекдот про прачечную и министерство культуры станет известен каждому израильтянину.
Но все вышеперечисленное даже не может сравниться с торжеством гражданского мужества и нечеловеческой изобретательности, проявленных при назначении бывшего заключенного на пост министра экономики. Знаете, в любой стране есть проворовавшиеся слуги народа. Есть и те, кому довелось отбывать наказание за решеткой. Но чтобы человек, приговоренный к лишению свободы за получение взятки, спустя несколько лет стал министром экономики?! Зачем его вообще зажали в тюрьму? Назначили бы сразу на пост министра и зачли это как исправительные работы. Браво, Израиль, — ты опять опередил весь мир, правда, совсем не в той области, в которой хотелось бы.
Министр транспорта и министр по делам разведки. И это все в одном лице! Конечно, лицо там большое, а сам министра вполне уместится на двух стульях, но как можно совмещать несовместимое?
Мне, как человеку, балующемуся написанием фельетонов, следовало бы подать на это правительство в суд. Потому что это какая-то государственная монополия: ну, невозможно написать текст смешнее простого перечисления новых министерских постов! Судите сами: министр транспорта и министр по делам разведки. И это все в одном лице! Конечно, лицо там большое, а сам министра вполне уместится на двух стульях, но как можно совмещать несовместимое? Или вот есть министр по делам науки, технологии и космоса. В отношении этой кандидатуры и правда придраться не к чему — она одинаково далека как от науки, так и от технологии и космоса. Хочется пожелать ему удачи на этом нелегком поприще, и чтобы из этих трех направлений он как можно больше времени и усилий уделял космосу, ибо создается впечатление, что и сам министр, и многие его коллеги именно в космосе и пребывают.
Следующему министру предстоит даже не раздвоиться, а растроиться, ибо он стал министром как внутренней безопасности, так и туризма, а еще и министром по связям правительства и Кнессета. Остается лишь гадать: станет в Израиле с внутренней безопасностью так же хорошо, как с туризмом, или же туризм скатится на уровень внутренней безопасности. Да что я о мелочах да о мелочах: главное, чтобы связи правительства с Кнессетом не пострадали.
Официальное название следующей должности необходимо приводить полностью и смаковать послевкусие: «министр по соблюдению прав женщин и национальных меньшинств, продвижения молодежи, а также по… делам пенсионеров». Сокращенно это министерство стоит величать: «и стар и млад».
А вот министры без портфеля — это просто песня. И их назначение я тоже одобряю. Я бы и сам не доверил этим людям даже портфель. Хотя зачем им портфель? У них есть помощники, советники, секретарши, водители, охранники.
Но все-таки преемственность — это хорошо. Правительства приходят и уходят, министерства открываются и закрываются, но зато всегда есть он — министр по делам диаспоры. Это ж какая государственная забота о еврейском народе! Какое стратегическое видение! Понятно, что «Сохнуту» и Министерству абсорбции одним эту ношу не потянуть, необходимо третье колесо в этом мотоциклете. Диаспора аплодирует стоя.
А вот министры без портфеля — это просто песня. И их назначение я тоже одобряю. Я бы и сам не доверил этим людям даже портфель. Хотя зачем им портфель? У них есть помощники, советники, секретарши, водители, охранники. Министр без портфеля — это работа-мечта. Ходишь себе раз в неделю на заседание правительства, улыбаешься в унисон премьер министру, а чуть что — с меня взятки гладки, я ж без портфеля!
Со всеми этими двух- и трехголовыми министрами кто остался не у дел? Правильно: именно тот, кто на праймериз в правящей партии получил больше всего голосов. Знаете, в израильской армии после марш-броска всегда наказывают первого и последнего. Последнего — потому что товарищей подводит, а первого — потому что товарищам не помогает. Вот и этого наказали.
Ну и кто теперь осмелится посетовать, что в Израиле нет своего цирка? Вот только грустный он какой-то, цирк этот. До встречи на следующих досрочных выборах.
Автор о себе:
Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ».
В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах.
В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве.
С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа.
Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Веду авторский блог.
Мнения редакции и автора могут не совпадать
Семен Довжик