Эфиопские евреи (самоназвание бета Исраэль, т.е. дом Израиля) – часть еврейского народа, до 70-х годов 20-го века сосредоточенная на севере Эфиопии, а начиная с 70-х годов переселенная в Израиль. В Эфиопии местных иудеев называли фалаша, т.е. "пришельцы", "выходцы" , "изгнанники".
Внешне эфиопские евреи ничем не отличаются от других эфиопов, до переселения в Израиль не было различий и в языке. Единственным отличием от окружающего населения была иудейская религия, в то время как большинство населения Эфиопии исповедует христианство (60,8%) и ислам (32,8%).
Существуют различные версии происхождения эфиопских евреев. Сами бета Исраэль рассказывают две разных легенды о своих корнях. Одна из них гласит, что они являются потомками Менелика Первого (сына царя Соломона и царицы Савской Меакеды) и его людей. Менелик прибыл в Эфиопию в 10 веке до нашей эры с 12 иудейскими семьями и основал здесь династию, которая правила Эфиопией почти 3 тысячи лет, до 1974 года. Другая версия, которая была признана в Израиле на официальном уровне и послужила основанием для переселения эфиопских евреев в Израиль, состоит в том, что бета Исраэль – потомки одного из исчезнувших колен израилевых, а именно колена Дана, бежавшего сначала в Египет, а оттуда в Эфиопию после восстания десяти из колен израилевых в 10 веке до н.э.
С Египтом связаны и другие версии происхождения эфиопских евреев. Например, что они потомки евреев, отделившихся от Моисея во время исхода из Египта и ушедших в Эфиопию. Существует версия, что после разрушения Первого Храма в 6 веке до н.э. часть евреев бежала в Египет, где оставалась вплоть до времен Клеопатры. После её падения поддерживавшие Клеопатру евреи бежали в Эфиопию.
Большинство ученых считают эфиопских евреев принявшими иудаизм эфиопами. Иудаизм мог проникнуть из Савы (Сабы) в Южной Аравии, чья колония была в Эфиопии (эта теория перекликается с легендой о сыне царицы Савской) или из Египта (в Египте на острове Элефантина, напротив современного Асуана в 5 в. до н. э. существовало еврейское поселение).
В последние годы была выдвинута гипотеза, что иудаизм никогда не проникал в Эфиопию, а вера фалашей выросла из местной христианской секты, которая приняла библейские ветхозаветные практики.
Эфиопские евреи жили в тесном контакте с христианами и их влияние было обоюдным. В эфиопском христианстве есть немало иудейских элементов, в то же время в вере бета Исраэль много взято из христианства, в том числе их книги. С иудейскими книгами, например, с Талмудом эфиопские евреи были незнакомы из-за своей изолированности от других групп евреев.
Спецификой верований эфиопских иудеев можно называть традицию монашества, заимствованную от христианства, и варварский африканский обычай обрезания девочек. Среди членов бета Исраэль соблюдалась моногамия. Развод разрешали редко, и лишь прелюбодеяние считалось достаточным основанием для расторжения брака. Семейная жизнь в общине обычно отличалась безупречностью. По этой причине венерические заболевания, широко распространенные в Эфиопии, среди бета Исраэль почти не наблюдались.
Эфиопские евреи очень строго соблюдали шаббат (день субботний). Работы прекращались уже в пятницу в полдень. При подготовке к шаббату обязательно было очищение погружением в воду и переодевание в субботние одежды. После заката гасили огонь и свечи на все время шаббата. Было запрещено набирать воду, выходить за границы поселения и иметь половые сношения. Большую часть дня люди проводили в синагоге.
Синагога в Эфиопии
В 19 веке многие эфиопские евреи были насильственно крещены. Сейчас их потомки называются фалашмура. Их точное число неизвестно, называются цифры от нескольких тысяч до миллиона человек. Значительная их часть стремится вернуться к иудаизму и переехать в Израиль. При этом многие эфиопские евреи Израиля считают, что у фалашмура нет права называться евреями.
Как уже упоминалось, эфиопские евреи мало отличаются от других эфиопов, однако из-за смеси хамитских и семитских элементов у эфиопских евреев наблюдается большая разница в цвете кожи и в чертах лица, иногда напоминающего африканский тип (агау), а иногда семитский тип (весьма сходный с типом восточных евреев). В общине сохранилось представление, что более темнокожие, с явными африканскими чертами эфиопские евреи – бария – являются потомками рабов, принявших веру бета Исраэль. Группа бария, которая обозначает одновременно и статус, и происхождение, противопоставляется группе чуа ("красные"), которые, согласно традиции, придя из Израиля, якобы посмуглели из-за африканских климатических условий (народное поверье эфиопских евреев утверждает, что после переселения в Израиль кожа настоящих евреев вновь побелеет). Чуа обычно не вступают в браки с бария. Имеется также немногочисленная группа смешанного происхождения ("красно-чёрные"), которая появилась в результате отношений между мужчинами чуа и рабынями бария.
Yityish Aynaw – израильская модель, Мисс Израиль 2013. Родилась в Эфиопии. Переехала в 12-летнем возрасте в Израиль, где стала первой темнокожей девушкой, выигравшей титул "Мисс Израиль". Она входит в мой топ самых красивых евреек.
В 1973 году сефардский верховный раввин Израиля Иосеф Овадия признал общину бета Исраэль евреями, потомками колена исчезнувшего (Дана), отвечающими требованиям Галахи (иудейское право). Это открыло для общины возможность алии (возвращения евреев в Израиль). Из-за противодействия эфиопских властей Израилю пришлось прибегнуть к ряду военных операций, например, операции "Моисей" (1984-1985) и "Соломон" (1991), в результате каждой из которых было вывезено из Эфиопии в Израиль по 14 тысяч человек. При этом тысячи человек погибли в пути.
Сейчас количество эфиопских евреев в Израиле составляет около 130 тысяч человек, из которых треть родилась в Израиле. Большинство эфиопских евреев, переселившихся из Эфиопии, не знали грамоты, не знали иврита, никогда не видели городов и не знали никакого хозяйства, кроме натурального. Среди эфиопских евреев старше 45 лет уровень безработицы составляет 65%, а по уровню зарплат эфиопские евреи уступают на 30-40% даже арабам Израиля, не говоря уже о других израильтянах.
Большой проблемой для эфиопских евреев является дискриминация по отношению к ним в Израиле. Опросы показывают, что 57% израильтян считают неприемлемым брак своей дочери с эфиопским евреем, а 39% несогласны на брак сына с девушкой из бета Исраэль. Статистика показывает, что 93% мужчин и 85% женщин из числа эфиопских евреев вступают в брак с представителями своей общины.
Мисс Израиль 2013 Yityish Aynaw агитирует за отношения белых и эфиопских евреев:
Большой резонанс имел случай утилизации донорской крови эфиопских евреев в одной из клиник Израиля. Это вызвало волнения среди эфиопов, которые пришлось подавлять израильской полиции.
Демонстрация эфиопских евреев в Израиле против дискриминации
В то же время стоит отметить, что молодое поколение эфиопских евреев, особенно родившиеся в Израиле, постепенно проникает в разные сферы жизни израильского общества: политику, религию, спорт, шоу-бизнес и т.д.
Несколько фото известных эфиопских евреев Израиля:
Алали Адамсо (род. 1963, Эфиопия) — израильский политик, депутат кнессета 18-го созыва от партии Ликуд.
Тахуния Рубель – израильская модель, победительница израильской версии шоу "Большой брат". Родилась 20 февраля 1988 года в Эфиопии, в возрасте 3-х лет она и её семья были вывезены в Израиль в рамках военной операции "Соломон".
Sirak M. Sabahat – израильский актер. Родился в Эфиопии в 1981 году.
Ester Rada – израильская актриса и певица. Родилась в Израиле в 1985 году.
Shlomo Molla – израильский политик, депутат кнессета с 2008 по 2013 годы. Родился в Эфиопии в 1965 году.
Esti Elias – израильская модель
Shmuel Beru – израильский актер и режиссер
Shani Mashsha – израильская модель
Израильский солдат из эфиопских евреев
Синагога эфиопских евреев. Нетивот, Израиль