Группы рядовых хулиганов, прикрывающиеся исламом, или ваххабиты, которые обнаглели уже настолько, что открыто ходят с ножами на поясных ремнях? Действительно ли Татарстану грозит превратиться в Дагестан на Волге? Какое отношение ко всему этому имеет Сирия? И что здесь все-таки происходит на самом деле?
Трагические события Волгограда заставляют нас настороженно относиться к подобной информации. Эта тема затронула меня не только потому, что я живу в регионе, о котором идет речь. Мне захотелось понять, как обыкновенные люди становятся террористами. Откуда берутся смертники? Что и, главное, при каких обстоятельствах должно произойти с душой человека, который становится готов убить себя ради того, чтобы убить других?
«Я русский патриот, но это не мешает мне оставаться татарином. И я не хочу, чтобы мой родной Татарстан превращался в Дагестан на Волге», — считает очевидец событий, молодой человек по имени Рамиль, живущий в селе Базарные Матаки, что в 137 километрах от Казани. До Москвы от этого села всего несколько часов езды. До Сирии намного дальше, но Сирия в этой истории, оказывается, намного ближе, чем может показаться на первый взгляд.
Важно не путать с ваххабитами правоверных мусульман — справедливости ради стоит заметить, что истинный ислам имеет к экстремизму отношение весьма опосредованное. А среди экстримистов есть представители разных национальностей. Кстати, многие татары, как Рамиль из села Базарные Матаки, считают себя русскими патриотами. Я делаю на этом акцент, дабы разделить такие понятия, как национальность, вероисповедание, с одной стороны, и экстремизм, принадлежность к преступному сообществу, с другой. Мы должны запомнить, что для тех, кто использует терроризм и террористов, религия — лишь прикрытие. Искаженные до неузнаваемости религиозные заповеди и сознательно изуродованные догмы весьма умело используют те, кто безжалостно готовит экстремистов как боевое оружие. Эта адская машина подготовки террористов использует имя Всевышнего лишь в качестве компонента для горючей смеси в работе хорошо отлаженного страшного смертоносного механизма.
У мусульманских священнослужителей вызывает удивление, что свою бандитскую деятельность местные ваххабиты-такфиристы называют «дагватом» («исламским призывом»).
Мой друг и коллега, татарин, являющимся активным членом Общества русской культуры Республики Татарстан, исламовед — Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований исследованием проблем отнюдь не оптимистично смотрит на процессы, происходящие сегодня в Татарстане. Удивительно, но прокуратура Татарстана весьма своеобразно реагирует на сигналы об опасности, официально поступающие от исследователя. Так, в прошлом сентябре этим ведомством Сулейманову было вынесено предостережение «О недопустимости экстремистской деятельности» со ссылкой на результаты прокурорской проверки, которая не выявила никаких оснований для тревоги. То есть, получается, вместо борьбы с экстремизмом прокуратура Татарстана борется с теми, кто об этом пишет?
Это очень странно, конечно, что прокурорские работники не находят ну совершенно никакого повода для беспокойства. Может, все-таки плохо ищут? Более того, в этом ведомстве посчитали, что своими действиями (исследование причин экстремизма в регионе, выступления, аналитика) Сулейманов сам сеет межнациональную рознь и напрасно беспокоит общественность.
Предположим, что это так (правда, в это очень хочется верить). Но! Откуда же берутся экстремисты, которые взрывают казанских священнослужителей? Где, как не в Татарстане, назрела проблема исламского радикализма и что же в таком случае привело к убийству Валиуллы Якупова и террористическому покушению на муфтия Татарстана Илдуса Файзова? Вспомним в этой печальной связи и запуски самодельных ракет по крупнейшему нефтеперерабатывающему комплексу в Нижнекамске в ноябре ушедшего года. А как закрыть глаза на недавние серийные поджоги церквей, расположенных на территории Татарстана?
Нужно отметить, что первоначально поджоги церквей, которые в другом регионе России сразу стали бы темой номер один, в Татарстане всячески скрывали. Информации о них не было никакой, сообщать священникам в СМИ запрещалось категорически. Тем не менее, долго скрывать информацию на фоне продолжающихся поджогов стало невозможно.
Так что здесь происходит на самом деле? «Те события, что происходили на Северном Кавказе 10-15 лет назад, как под копирку повторяются в Поволжье. Там тоже совершался отстрел и взрывы и рядовых имамов, и муфтиев, придерживающихся традиционных для этого региона течений ислама. В итоге сегодня на Кавказе сформировалась сеть временных и постоянных лесных подполий, а теракты стали настолько обыденным явлением, что уже никого не удивляет, если в соседнем квартале произошел взрыв. Сегодня то же самое происходит на Волге.
От первых неудачных попыток организации лесного подполья («нурлатские боевики»), организации домашних лабораторий по производству взрывчатки (в деревне Мемдель в 19 км от Казани) ваххабиты дошли до убийства духовенства, придерживающегося традиционного для татар Ислама — ханафитского мазхаба. И я не вижу позитивного изменения в сторону безопасности. Наоборот, ситуация становится все более и более опасной… Никакого контроля над ваххабитами у тех, кто в Татарстане отвечает за взаимодействие с религиозными объединениями, нет.», — рассказывает Раис в одном из своих многочисленных интервью.
Исламовед Сулейманов считает, что ваххабиты начинают себя вести все наглее, чиновники на местах при этом бездействуют, да и руководство республики предпочитает не замечать существующей проблемы. Между тем, на днях российские и казахстанские СМИ сообщили, что в один из праздничных дней после Нового года в райцентре Базарные Матаки (Алькеевский район Республики Татарстан) произошли стычки между представителями местного «шариатского патруля», среди которых немало гастарбайтеров, и активистами движения «Русские пробежки за здоровый образ жизни».
Самое время предоставить слово Раису:
«В некоторых районах Татарстана появились „шариатские патрули".
В социальных сетях информация об этом появилась раньше, чем в официальных СМИ. Так, 4 января 2014 года эту новость опубликовало интернет-сообщество «Международное патриотическое движение за здоровый образ жизни «Русские пробежки». «Три новости из райцентра Базарные Матаки – две хорошие и одна плохая», – так интригующе начинается новостное сообщение на стене данного интернет-сообщества. В качестве «хорошей новости» администраторы сообщества расценили то, что «в райцентре Базарные Матаки возобновилась активная деятельность движения «Русские пробежки за здоровый образ жизни». «Но есть и дурная новость из Базарных Матак», сообщается в этой интернет-публикации. «Дурной новостью» активисты «Русских пробежек» посчитали то что «в райцентре перед Новым годом активизировались шариатские патрули ваххабитов». Однако в этой же публикации была ещё одна новость, которая вызывала несказанную радость участников интернет-сообщества (судя по комментариям на «стене»). «Вторая хорошая новость: ваххабитов в Базарных Матаках побили» – сообщалось на «стене» данного интернет-сообщества со ссылкой на активистов движения «Русские пробежки» из Татарии.
Практически одновременно новость об этом была опубликована в интернет-сообществе татарских национал-сепаратистов «Правые татары» в соцсети «Фэйсбук». Сепаратисты выражали солидарность с «несправедливо пострадавшими» (по их мнению) участниками ваххабитского «шариатского патруля», а активистов движения «Русские пробежки» назвали «русскими фашистами». Через некоторое время новость о стычке в Базарных Матаках (также с осуждением активистов русского движения) опубликовали сообщества татарских сепаратистов в соцсети «В контакте»: «Татарский общественный центр», «Азатлык», «Алтын Урда». Позже на странице «Правые татары» данная новость была опубликована повторно уже со ссылкой на одно из официальных информагентств, и проиллюстрирована русофобской картинкой, на которой участники движения «Русские пробежки» были изображены в виде свиней.
Пользователи соцсетей и блогов обратили внимание на тот факт, что на стороне ваххабитов в данном конфликте участвовали некие «гастарбайтеры из Средней Азии».
В этой связи ряд блоггеров вспомнил о том, что не так давно прокурор Татарстана Илдус Нафиков в одном из своих выступлений коснулся плачевной ситуации в Базарных Матаках, отметив как неудовлетворительную работу местных правоохранителей, так и тот факт, что местное предприятие ЖКХ активно использует
труд гастарбайтеров.
Следует напомнить, что о «шариатских патрулях» ваххабитов в райцентре Базарные Матаки ранее сообщали газета «Комсомольская правда» и информационное агентство «REGNUM». Нашему корреспонденту источник в мусульманском сообществе Татарстана рассказал о том, что «шариатские патрули» в Базарных Матаках действуют с 2010 года, и организованы они активистами ваххабитского сообщества «Ат-Такфир ва аль-Хиджра». В этих «патрулях» молодые татары ставшие приверженцами ваххабизма отрабатывают приёмы восточных единоборств на пьяных запоздалых прохожих, одновременно разъясняя им, что «Аллах запрещает употреблять алкоголь» и что «нужно пять раз в день читать намаз». Попутно у пьяных односельчан участники «шариатских патрулей» отнимают деньги и сотовые телефоны.
У мусульманских священнослужителей вызывает удивление, что подобную бандитскую деятельность местные ваххабиты-такфиристы называют «дагватом» («исламским призывом»).
В недавнем заявлении Правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС) отмечалось, что 3 года назад «члены террористической организации «Ат-Такфир ва аль-Хиджра» в райцентре Базарные Матаки неоднократно угрожали местному священнику Андрею Зинькову и пытались поджечь его дом».
Для выяснения всех обстоятельств недавней стычки ваххабитов с представителями движения «Русские пробежки» корреспондент «Русской народной линии» отправился в село Базарные Матаки – административный центр Алькеевского района Татарстана (137 км от Казани).
В первых публикациях на некоторых интернет-ресурсах сообщалось, что столкновение в Базарных Матаках носит межнациональный, межэтнический характер, представляя собой «конфликт между русскими и татарами», либо (в другой версии) – «конфликт между местным коренным населением и гастарбайтерами».
Выяснилось, что это совсем не так. Драка в Базарных Матаках не носит межнациональный характер, это – конфликт между местными жителями (татарами), ставшими приверженцами ваххабизма, которые объединились с мигрантами из «южных краёв», и местными жителями (чувашами, русскими и татарами-мусульманами), которые являются противниками ваххабизма.
Как удалось выяснить корреспонденту «Русской народной линии», в селе Базарные Матаки костяк местной ячейки движения «Русские пробежки за здоровый образ жизни» составляют молодые люди чувашской национальности, однако есть в движении и русские, и этнические татары, которые считают себя мусульманами, исповедуют традиционный ислам, но выступают против ваххабизма. Это отражает интернациональный характер данного спортивно-патриотического движения в Татарстане в целом. Так, в Казани около половины активистов «Русских пробежек» составляют этнические татары.
Вне зависимости от этнической принадлежности все участники движения «Русские пробежки» в селе Базарные Матаки называют себя русскими патриотами.
Как нам рассказал активист движения по имени Сергей, выпускник истфака пединститута, участники «Русских пробежек» в Базарных Матаках считают, что их ячейка имеет преемственность от действовавшего здесь до революции 1917 года отдела «Союза русского народа», в котором состояли как русские, так и чуваши.
«В Казанской губернии были и мусульмане-черносотенцы из татар и мишарей», – дополняет слова Сергея его соратник, молодой татарин по имени Рамиль. По его мнению, «черносотенцы представляли собой интернациональное патриотическое движение, и тоже боролись за трезвость среди народа – как мы». «Я русский патриот, — говорит он, – но это не мешает мне оставаться татарином». По словам Рамиля, он не хочет, чтобы его родной Татарстан «превращался в Дагестан на Волге». Русский патриот татарского народа рассказывал о том, как недавно ездил в Узбекистан к проживающим там родственникам-татарам. Как отмечает Рамиль, «в Узбекистане очень редко можно встретить на улице девушку в хиджабе, а у нас в Татарстане это, к сожалению, стало нормой, хотя до революции женщины-татарки ходили в татарских калфаках, а не в арабских хиджабах».
И Сергей, и Рамиль считают, что власти Татарстана слишком увлеклись «исламизацией по арабскому образцу», забыв о традиционном татарском исламе, и это не замедлило привести к печальным последствиями в виде тех же «шариатских патрулей» на улицах райцентра. Однако на вопросы о попавшей на страницы интернет-СМИ недавней стычке местных патриотов с «шариатским патрулем» активисты «Русских пробежек» отказались отвечать.
Тем не менее, собеседники посчитали нужным рассказать корреспонденту «Русской народной линии» о некоторых мерах, которые они предприняли для борьбы с «шариатскими патрулями». Молодые патриоты из движения «Русские пробежки» организовали альтернативное патрулирование – для защиты односельчан от патрулей обнаглевших ваххабитов. Активисты русского движения считают, что этой своей деятельностью помогают местным блюстителям порядка. «Полиция только рада, что мы этим занимаемся – у них после медведевской реформы элементарно кадров не хватает», – говорит Рамиль.
Первым собеседником, который согласился рассказать о стычке «Русских пробежек» с шариатским патрулём, оказалась продавщица местного продуктового магазина.
По словам женщины-татарки, 3 января 2014 года вечером у местного кафе произошла драка между «спортсменами» (так она называет молодых патриотов) и ваххабитами, причём с каждой стороны в столкновении участвовало более 10 человек. Её слова подтверждают зашедшие через пару минут в магазин покупатели, двое из которых оказались непосредственными свидетелями драки.
По их словам, на стороне ваххабитов-татар в этой драке участвовали также два гастарбайтера из Средней Азии и некий «кавказец, который в наших деревнях картошку скупает, а потом в Казани перепродаёт».
По словам местных жителей, ваххабиты в этой стычке потерпели поражение и вынуждены были позорно бежать. Когда приехал полицейский экипаж, на месте драки уже никого не было.
Правда, как считают очевидцы, это бегство объясняется тем, что «спортсмены» всё же имели перед своими врагами численное преимущество. «К ним же их казанские друзья из «народной пробежки» приехали, чтобы поддержать», – поясняет одна из покупательниц, зашедших в магазин. Однако никто не смог объяснить, что же всё-таки послужило формальной причиной для конфликта.
Тем не менее, с десяток местных жителей собравшихся через 5 минут в магазине оказались солидарны в негативной оценке сторонников шариата. Симпатии у всех – на стороне «спортсменов».
«Совсем обнаглели, уже открыто средь бела дня с кинжалами на поясах ходят по селу, думают, что они здесь хозяева и им всё можно», – так высказывается о местных ваххабитах пожилой мужчина, и все собравшиеся в магазине дружно кивают головами. Выясняется, что в октябре и ноябре прошлого года местные ваххабиты заходили в магазины и обращались к покупателям с призывом «сдавать деньги на джихад для наших братьев в Сирии». Также выяснилось, что местные ваххабиты периодически принимают у себя «братьев» из числа среднеазиатских и кавказских мигрантов. Как считают местные жители, безнаказанность ваххабитов объясняется тем, что они здесь имеют поддержку в районной администрации.
«Поэтому наша районная газета никогда не напишет про их бандитизм», – говорит один из присутствующих.
Сельчане рассказывают о том, что на войну в Сирию местные ваххабиты командировали двух молодых жителей села, которых собравшиеся в магазине называют просто по фамилии – «братья Нигматуллины». Когда-то это были обычные уличные хулиганы, страдавшие пивным алкоголизмом, которые под влиянием проповедей арабского проповедника Камаля аль-Занта решили бросить пить и «обратиться к исламу». «Все в селе знают, что братья Нигматуллины в Сирии заходят в Интернет и рассказывают нашим местным охламонам, как они там солдат сирийских убивают», – говорит жительница райцентра. Сельчане рассказали любопытную подробность: в 2010 году один из активистов местного ваххабитского джамаата (тоже бывший хулиган) открыто всем рассказывал о том, что ездил на обучение «в военный лагерь истинных мусульман в Вазиристан». «Вазиристан – это между Афганистаном и Пакистаном, земля такая», – со знанием дела поясняет другая местная жительница.
В райцентре Базарные Матаки – три мечети. Как считают местные жители, наибольшая концентрация ваххабитов наблюдается во время пятничных намазов в мечети «Мидхат», которая построена главой Алькеевского района Фердинатом Давлетшиным в честь своего отца (которого звали Мидхат).
Слова простых односельчан корреспонденту «Русской народной линии» подтвердил один местный чиновник, просивший не называть его имени и должности. Действительно, ваххабиты уже настолько обнаглели, что открыто ходят с ножами на поясных ремнях.
28 июля 2013 года в соседнем Нурлатском районе Татарстана произошла массовая драка между местной «кавказской» группировкой и недовольными местными коренными жителями (татарами, чувашами и русскими), после которой в район на несколько недель были введены усиленные наряды полиции. На стороне «кавказской» группировки тогда выступили и представители татарского населения, подпавшие под влияние мигрантов из южных краёв. По словам чиновника, на подмогу «кавказской» группировке в Нурлат из Базарных Матак тогда выехала и «бригада», сформированная одним из лидеров местного ваххабитского джамаата неким Ленаром Ситдиковым.
По свидетельству районного чиновника, перед Новым годом «шариатские патрули» в райцентре активировались. Помимо обычного избиения, «дагвата» и отъёма денег и телефонов они уговаривали перепуганных выпивох: «Не празднуйте Новый год, потому что это – кяферский праздник».
Разумеется, в районе знают и о братьях Нигматуллиных, уехавших на джихад в Сирию. Однако, по словам чиновника, есть подозрение, что в Сирию уехали ещё несколько молодых жителей райцентра. Среди неравнодушных к происходящему местных чиновников и местных правоохранителей бытует мнение, что к недавнему ракетному обстрелу самодельными «кассамами» Нижнекамского химзавода могут быть причастны жители Базарных Матак, прошедшие соответствующее обучение в рядах сирийских бандформирований и возвратившиеся в Татарстан.
После того, как 23 декабря 2013 года в Москве на заседании круглого стола Правозащитного центра Всемирного русского народного собора на тему «Откуда исходит угроза православию в Татарстане» заговорили о «шариатских патрулях» в Базарных Матаках, в райцентр срочно приехал из Казани чиновник из Аппарата президента Татарстана, который провёл экстренное совещание.
«Необходимо усилить воспитательную работу с молодёжью, чтобы эти «шариатские патрули» прекратились», – надувая щёки, возмущались высокопоставленные местные чиновники. Один из клерков местной районной администрации попытался возразить, сказав: «Ваххабитов мы перевоспитать не сможем, это потенциальные террористы, и ими должны заниматься силовики». Однако эта робкая попытка была пресечена окриком. «Усилить воспитательную работу с молодёжью», – несколько раз повторили эту мантру высокие лица, посоветовав пропагандировать среди местной молодёжи спорт и здоровый образ жизни. Однако местные ваххабиты и так с большим удовольствием занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни, что никак не мешает им оставаться ваххабитами.
Уже стало притчей во языцех, как один из местных чиновников, особо приближённых к главе района Фердинату Давлетшину, попытался «перевоспитать» своего молодого родственника-ваххабита. Родителям молодого сельчанина было объявлено, что «надо его отправить в армию – там его государство перевоспитает». И отлынивавший «по состоянию здоровья» от службы в армии молодой человек, сам того не желая, отправился защищать так нелюбимое им «кяферское» государство. Однако вернувшись из армии, вчерашний солдат снова присоединился к местному джамаату и продолжил участвовать в «шариатских патрулях», а в перерывах стал рассказывать односельчанам, что познакомился в армии «с истинными мусульманами из Дагестана», и теперь общается с ними по Интернету. Не стесняясь, он говорил о том, что принял решение в скором времени «отправиться на джихад в Дагестан», поскольку, по его мнению, «там мусульмане реально страдают от произвола ментов». Вскоре в гости к нему приехал бывший армейский сослуживец из кавказской республики. Таким образом, результатом армейской службы молодого жителя Базарных Матак стало то, что местный ваххабитский джамаат наладил связи с северокавказскими единоверцами.
По словам чиновника районной администрации, глава местного муниципалитета Фердинат Давлетшин крайне нервно реагирует, если его подчинённые всё же решаются что-то сообщить о проделках местных ваххабитов. Местные чиновники склонны объяснять это следующим. Дело в том, что центром притяжения, своеобразным клубом для ваххабитов уже давно стала мечеть «Мидхат», построенная главой района в честь своего отца, и когда ему говорят о ваххабитах из этой мечети, он это расценивает как клевету и напраслину на себя самого.
Как рассказал корреспонденту «Русской народной линии» другой местный чиновник, в тот же день 3 января 2014 года произошла ещё одна стычка между ваххабитами и активистами «Русских пробежек», о которой вскоре узнало всё село. В районе 22 часов недалеко от местной больницы «шариатский патруль» попытался избить и ограбить пьяного прохожего. Однако, на счастье забулдыги, это увидел патруль «Русских пробежек». Ваххабиты вновь были вынуждены спастись бегством. Ночная стычка закончилась тем, что «пострадавшему оказали первую помощь и рекомендовали вести трезвый образ жизни» – так об этом инциденте написали в интернет-сообществе «Международное патриотическое движение за здоровый образ жизни «Русские пробежки».
Насколько нам известно, в Татарстане в декабре 2013 года «шариатские патрули» активизировались не только в райцентре Базарные Матаки, но и в Нижнекамске (третий по значимости город республики), где совсем недавно террористы обстреляли химзавод самодельными «кассамами». Однако в этом городе «шариатские патрули» проходили в «мягкой форме», средь бела дня, без избиения и отъёма телефонов и денег. К жителям Нижнекамска в магазинах и в учреждениях подходили двое бородатых парней и миловидная девушка в хиджабе, которые уговаривали горожан «не праздновать кяферский праздник Новый год».
«Когда Вы говорите детям, что подарки принёс Дед Мороз, получается, что Вы их с детства приучаете ко лжи: ведь Деда Мороза не существует», – горячо убеждала девушка жителей Нижнекамска. После этой «проповеди» она просила горожан поставить подпись на бумаге под неким обращением «против преследования мусульман в Татарстане». Некоторые горожане проявляли любопытство и спрашивали, что за «преследуемые мусульмане» имеются в виду. Выяснялось, что это те самые исламисты, которые подозреваются в вызвавших резонанс поджогах православных церквей.
Таким образом, «шариатские патрули» становятся уже нередким явлением для Татарстана…"