Очень просто представить себя свободным, когда преодолеваешь внешние препятствия. К собственному огорчению и удивлению, мы осознаем, что фараон продолжает преследовать нас и после того, как мы уже вышли из Египта. Но фараона, приближающегося к нам в пустыне, мы увели с собой из Египта сами.
Главе Торы Бешалах, которую мы читаем на этой неделе (Шмот 13:17-17:16), можно дать еще одно название: «Исход, часть вторая». В предыдущей главе, Бо, мы читали о том, как последняя из десяти казней сломила дух египтян и после поколений, проведенных в рабстве, народ Израиля с победой вышел из Египта, захватив с собой мацу, наспех испеченную на солнце.
Все закончилось благополучно, и мы ждем финальных титров? Не совсем. На экране в рамке возникает надпись: «Спустя семь дней», а за ней следуют кадры событий, с которых начинается глава Бешалах. Евреи безмятежно идут по пустыне и вдруг, оглянувшись, замечают, что их преследуют египтяне. То есть выход из Египта не стал финальным аккордом Исхода. Для того, чтобы попасть в Синай, нужно было разделить воды Красного моря.
Что происходит? Ведь египтяне уже потерпели сокрушительное поражение, их боги оказались никчемными идолами, а гордый фараон опозорен до предела! Ведь он сам посреди ночи прибежал к Моше и Аарону, буквально умоляя их как можно скорее вывести евреев из Египта! Кто же он, этот могущественный фараон, материализовавшийся в пустыне подобно миражу, следующий за евреями по пятам во главе могущественной армии?
Хасидское учение объясняет нам, что свободу человек приобретает, пройдя две стадии. Вот почему история Исхода упоминается в двух главах Торы, Бо и Бешалах, а в период Песаха праздничными считаются два дня — первый и последний. Вот почему мы читаем об Исходе из Египта и о разделении вод Красного моря.
Есть два вида рабства. Рабство первого вида подразумевает цепи, обвивающие душу человека снаружи: например, когда вы лишаетесь работы, хозяин квартиры поднимает арендную плату или теща приглашает вас в гости на все выходные. Рабство второго вида — внутреннее; оно заковывает душу изнутри нашими собственными оковами: гневом, тщеславием, ленью, жадностью.
Мы освободились от оков Египта, закрывавшего перед нами все пути, но нам еще предстоит сломать оковы Египта, существующего внутри нас. Для того, чтобы сделать это, мы должны разделить воды моря, проникнуть в глубины души и раскрыть свою истинную суть.
Янки Таубер
Материал подготовила Шейндл Кроль