Жозефина… Это чарующее имя мгновенно вызывает в памяти нежный, исполненный томной грации облик супруги Бонапарта. Находясь на вершине власти, Бонапарт не раз повторял, что Жозефина – талисман, подаренный ему могущественной Фортуной, и только ей одной он обязан своим фантастическим возвышением. Уезжая в ссылку на остров Эльбу, император обронил печальные слова: «То, что я бросил ее, принесло мне неудачу».
Portrait of the Empress Joséphine, by François Gérard
На самом деле ее звали Мари Жозефа Роз Таше де ла Пажери, или коротко – Роз. Она оставалась Роз 32 года – до того достославного дня, когда охмелевший от страсти молодой генерал Бонапарт написал ей: «Сейчас семь часов утра, сладкая, несравненная Жозефина. Я проснулся, полный воспоминаниями о тебе и нашей опьяняющей ночи…». Так она приобрела имя, под которым вошла в историю.
Жизнь Жозефины, ее путь от малообразованной провинциальной креолки до первой женщины Европы – урок женской предприимчивости и торжества изощренного и глубокого ума.
Портрет Жозефины Богарне, 1805, Лувр, Париж
Массо Фирмен Портрет Жозефины
Жозефина Богарне Литография середины XIX века
Эта незаурядная женщина, стоявшая на волосок от гильотины, а потом вознесенная благосклонной судьбой на недосягаемые высоты, родилась 23 июня 1763 года на острове Мартиника, колонии Франции в Вест-Индии, то есть с точки зрения любого француза, не говоря уж о парижанах, была законченной провинциалкой. Ее отец Жозеф когда-то служил пажом в Версале при матери короля Людовика XVI. Рассказы об этом восхитительном времени постоянно будоражили воображение Роз: девочка буквально грезила Парижем, лежащим у ее ног. Реализовать мечту неожиданно помогла сестра отца Дезире. Тетя вознамерилась выдать свою племянницу за Александра, сына бывшего губернатора Мартиники маркиза де Богарнэ, которого воспитывала с ранних лет. В сентябре 1779 года Роз с отцом на корабле пересекли Атлантический океан и вскоре оказались в Париже.
Таким образом, в возрасте неполных шестнадцати лет она была выдана замуж за виконта Богарне. Вскоре став вдовой Роза стала одной из самых влиятельных дам парижского света и регулярно появлялась в салоне мадам Тальен, где ее и встретил 26-летний генерал Бонапарт. Это именно он называл ее Жозефиной, под каковым именем она и вошла в историю. Хоть эта немолодая уже женщина была и не очень красива, чем-то таким она все же умела привлекать мужчин, и встречи с ней долго не забывались. «Она все еще была восхитительна, с этой гибкой и сладострастной фигурой, свойственной индийским женщинам, и все это сочеталось с достойными манерами старого режима. Голос у нее был таким трогательным, а выражение лица – таким нежным», – записал один из постоянных завсегдатаев салона.
Ризенер Анри Франсуа Портрет императрицы Жозефины, 1808
«Моя единственная Жозефина, вдали от тебя нет веселья, вдали от тебя мир – пустыня, где я одинок, и мне не на кого излить свою нежность. Ты отняла у меня больше чем душу, ты единственный смысл моей жизни. Когда я устаю от хлопот, когда я испытываю страх перед исходом сражения, когда люди раздражают меня, когда я готов покончить с жизнью, я кладу руку на сердце – туда, где твой портрет. Я смотрю на него и чувствую, что любовь для меня абсолютное счастье, и все не имеет смысла, когда я без моего друга».
(Из письма Наполеона Жозефине)
Мадам Бонапарт
Каждый год в день свадьбы Наполеон преподносил Жозефине букетик фиалок. Она любила фиалки, и использовала маленькие букетики и венки из фиалок в качестве украшения своих платьев. Эти "украшения" быстро вошли в моду. О роли фиалок в жизни Жозефины существует целая легенда и вот как она звучит.
Аппиани А. Жозефина с венком,1796
…Фиалка была любимым цветком Жозефины – жены Наполеона. Жозефина Богарне отводила фиалке воистину мистическое значение в своей жизни. История её любви к фиалкам трогательна и печальна. Придя к власти, Наполеон Бонапарт отправил в тюрьму мужа Жозефины, бывшего сторонником монархии, а заодно и её. Генерала Богарне казнили, мало кто сомневался, что такая же участь ожидает и его жену. Но случилось чудо – дочь тюремщика подарила ей букетик фиалок. Кто знает, о чём думала Жозефина, глядя на лиловые цветы и вдыхая лесной аромат, аромат свободы в мрачных стенах тюрьмы.Чудо получило продолжение – на следующий день будущую императрицу выпустили на свободу.
Георг Руже Императрица Жозефина в национальном костюме (с фиалками)
Она делает почти невозможное – меняет природные мимические привычки. Страдая от своих темных, изъеденных кариесом зубов, она выдумывает для себя грудной смех с чуть растянутыми губами. "Ни один человек не видел меня с открытым ртом", – признавалась она. Чтобы отвлечь внимание собеседника ото рта, она "отрабатывает" трепещущие движения ноздрями, а веки удлиняет темной линией. "Я не была красавицей, и мне приходилось играть роль красавицы, а недостатки компенсировать женственностью", – вспоминала она. Ее взор и голос ласкают, словно обещая особое внимание, но не гарантируя его.
Природа щедро одарила ее уникальным голосом, дивными мелодиями которого она очаровывает всех. Современники говорили, что даже слуги, проходя мимо комнаты Жозефины, останавливались, чтобы насладиться "переливами серебряного колокольчика" ее речи. Благодаря Жозефине в моду входит мягкая манера говорить, произнося твердые звуки словно под сурдинку.
Изабе Жан Батист Императрица Жозефина 1808
Жозеф Шинар. Бюст императрицы Жозефины
Поместье Мальмезон по Парижем.
Жозефина и Наполеон с детьми.
Жозефина чутко отзывалась на все сложности характера своего супруга, потакала всем его капризам, часами выслушивала монотонные рассуждения о новом устройстве государства, помогала устанавливать крайне важные контакты. По его собственному признанию, без нее он просто не смог бы совершить государственный переворот и стать единоличным диктатором. Кроме того, Жозефина славилась своим добрым сердцем. Она занималась благотворительностью, с радостью писала рекомендательные письма, заваливала министров просьбами вернуть конфискованное имущество какому-либо аристократу, вникала в дела сотен эмигрантов, чем снискала себе искреннее уважение современников и прозвище «ангела доброты». Казалось бы, все складывалось замечательно. 2 декабря 1804 года Наполеон лично возложил корону на свою голову и голову супруги, сделав ее императрицей.
Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1806 года. 1805—1807
François Pascal Simon Gérard (1770–1837)
Portrait of the empress Joséphine de Beauharnais
И все же беда уже стояла на пороге. Настоящим камнем преткновения стала неспособность Жозефины родить наследника. В душе Бонапарта медленно, но верно вызревало неизбежное решение. Да, он одержал множество великих побед. Но в узкую кастовую группу европейских монархов ему, бывшему в их глазах «корсиканским чудовищем» не попасть иначе, как с помощью брачных уз. Его могущественной империи нужен наследник престола, в чьих жилах текла бы благородная кровь. По-прежнему нежно улыбаясь Жозефине, он отдал приказ министрам искать ему невесту среди царствующих домов Европы и остановил свой выбор на принцессе Марии-Луизе из царствующего дома Габсбургов. А потом, набравшись духу, рассказал обо всем супруге и стал уговаривать ее «пожертвовать своим личным счастьем ради интересов Франции».
После мучительных месяцев колебаний и отдаления последовал развод. Узнав об окончательном решении Наполеона, Жозефина потеряла сознание.
Ласлетт Джон Пот Прощание Наполеона с Жозефиной
«Наша совместная судьба слишком необыкновенна, и ее может решать только Провидение. Я слишком боюсь навлечь на нас обоих злой рок, если по своему желанию отделю свою жизнь от твоей», – рыдая, промолвила она. Но ничего уже нельзя было изменить. Когда Жозефина навсегда покинула Тюильри, Наполеон впервые в жизни(!) целых три дня не мог привычно заниматься делами.
Приняв решение порвать брачные узы с Жозефиной, наполеон писал: "Я требую, чтобы она пожизненно сохранила титул и звание коронованной императрицы, а главное, чтобы она, самый дорогой мой человек, никогда не сомневалась в моем к ней чувстве". Несмотря на развод, Жозефине до самой смерти воздавались императорские почести. После развода она поселилась в своём любимом дворце Мальмезон в окрестностях Парижа.
Неизвестный художник
Но, даже женившись во второй раз на молоденькой австрийской принцессе Марии Луизе, Наполеон до конца жизни Жозефины продолжал ее любить и продолжал бояться ее власти над своим сердцем, из-за чего после развода всегда настаивал на том, чтобы при их встречах всегда находилось третье лицо.
Жозефина тяжело переживала участь, постигшую Наполеона. Чем больше несчастий выпадало на его долю, тем больше разгорался пламень любви в ее истерзанной душе. В 1814 году российский император вошел победителем в Париж. Он нанес бывшей императрице визит в ее загородной резиденции Мальмезон и был очарован ею. Гуляя с Александром I по парку, Жозефина простудилась и через несколько дней скончалась.
Её последними словами были:"Эльба!Наполеон!"
В жизни Наполеона было множество женщин, но лишь только Жозефину он называл "несравненной". Жозефина так и осталась для Наполеона единственной, к ней в горячечном предсмертном бреду обращается одинокий узник острова Святой Елены. Из мемуаров: "Император не видел в своей супруге никаких недостатков. Она для него не старилась и не менялась и, если бы Жозефина смогла подарить супругу наследника его славы и власти – он никогда не смог бы ее оставить. В своих мечтах он так с ней и не расстался".