Скажите, кому из нас в детстве не приобретали музыкальный инструмент, не брали за руку и вели к учительнице музыки, а она, в свою очередь, попросив ребенка похлопать ей в такт, не выносила свой профессиональный вердикт о музпригодности?
Лина ГОРОДЕЦКАЯ, Хайфа
Лично для меня трагикомичность этой ситуации продолжалась долгие годы, пока пианино, на котором я училась играть в раннем детстве, ездило со мной по миру.
Но были попадания в точку! Когда пятилетнему Грише Зилберу дедушка Биньямин подарил пианино «Беларусь», мальчик прикоснулся к клавишам и они зазвучали в его маленьком сердце эхом будущих, еще не рожденных мелодий. Было это пятьдесят лет назад в латвийском городке Екабпилсе, разбросавшем свои домики по обе стороны реки Даугавы. Сегодня, житель Кацрина, Григорий Зилбер — известный композитор, автор многих шлягеров со счастливой судьбой.
Рос Григорий в семье, далекой от музыки. Впрочем, его дед Хирш, пропавший без вести под Старой Руссой, в молодости играл на скрипке. Но война перечеркнула многие планы и загубила многие судьбы. Вся семья матери Григория, пятнадцать человек, была закопаны живьем в районном центре Плявиняс. Только бабушка с маленькой дочкой чудом остались в живых. И мама старалась дать своим детям самое лучшее, что могла…
А Григорий после школы оставил свою малую родину и поехал учиться в Ригу. Там началась его музыкальная карьера, сперва, как пианиста, а затем — композитора.
Просто иначе он не мог, музыка появлялась среди ночной тишины и требовала рождения. Но малоизвестному провинциальному пареньку нелегко пробиться на вершину музыкального Олимпа. И были рестораны, в которых он играл. Эту работу Григорий называет настоящей «школой музыки», потому что в те времена в ресторанах подрабатывали отличные музыканты из рижского эстрадного оркестра, управляемого Раймондом Паулсом, и еще, там во время игры можно было импровизировать, что доставляло удовольствие музыканту. Ему вообще везло по жизни на встречи. Так, в 1981 году Григорий начал работать в юрмальском музыкально-эстрадном объединении, с которым сотрудничали Лайма Вайкуле и рижские музыканты из коллектива Давида Тухманова, записавшие вместе с ним культовый альбом «По волнам моей памяти».
Но времена менялись, менялись и приоритеты. А в душе рождалась музыка… Хотелось исполнять не только чужие мелодии, а плыть по волнам своей памяти и ассоциаций. Так, неожиданно родилась у Григория песня «Леонора», которую он посвятил своей первой учительнице музыки — Леоноре Звейниеце, популярной оперной вокалистке Латвии, вернувшейся на Родину после 13 лет ГУЛАГа. Песню он написал на слова друга юности Александра Гаргажина. Конечно, могло сложиться иначе, и песня эта могла остаться в запасниках молодого пианиста, ведь мы часто пишем «в стол». Но его друг, композитор и скрипач Унгар Савицкий, услышав зажигательную мелодию, решил сам отнести ноты в отдел музыки Латвийского радио, который курировал Раймонд Паулс. Шел 1985 год. Григорий рассказывает, что шансы ему казались минимальными. Столько людей пытались пробить свои «детища» в приемные дни Паулса на этом «базаре музыки», а счастливчиков было немного. Тем более, можно представить изумление и восторг Григория, когда Унгар, сам спевший эту песню перед знаменитым композитором, позвонил после аудиенции и сообщил,что Паулс дал «добро» на трансляцию «Леоноры» по латвийскому радио. Это была первая победа Григория Зилбера. Песня «Леонора» стала песней Года на Латвийском радио. «Сегодня трудно поверить, — смеется Григорий, — но я даже фантастически разбогател. За звучание этой песни мне было заплачено 2000 рублей».
В это время он решил окончательно поселиться в Риге. Несмотря на первый музыкальный успех, свою жизнь в столице Латвии молодому композитору пришлось начинать с ночевок на вокзале и в подсобках клубов. Но затем та же «Леонора» была переведена на латвийский язык, и это принесло Григорию дополнительную известность. Одним из популярных исполнителей этой песни стал певец Миклас Линдас, который исполнил ее на всесоюзном конкурсе «Золотой камертон — 87″ и получил третье место. Сегодня Миклас Линдас, настоящая фамилия которого — Фридляндас, живет в Ашдоде.
Только в 1989 году Григорий Зилбер решился на знакомство с «Маэстро». Он до сих пор помнит свое волнение, когда был приглашен в кабинет Паулса. Для аудиенции Григорий подготовил свои джазовые аранжировки. Но Паулс не вслушивался в музыку. Он ходил по кабинету, и, как говорит Григорий: «Ему явно было не до меня». Когда музыка затихла, композитор повернулся к Зилберу и сказал: «Нужно поднимать то, что можно нести. Джазовая музыка — это не твое. Продолжай писать шлягеры». «Я помню, что очень расстроился и даже обиделся, — рассказывает Григорий, — но потом понял, что Паулс очень хорошо чувствует не только музыку, но и музыкантов».
И Григорий продолжил работать в области эстрадной песни. Началось плодотворное сотрудничество с известными московскими поэтами Борисом Дубровиным и Игорем Кохановским. С Кохановским Григорий написал песню «Жальгирис», ставшую гимном популярной одноименной баскетбольной команды. А Борис Саввович Дубровин познакомил молодого композитора с музыкальным редактором Всесоюзного радио Диной Яковлевной Берлин, которая выбрала три его песни для трансляции. Так творчество Зилбера раздвинуло границы латвийской республики, став известным широкой аудитории любителей советской эстрады.
И в Риге ему везло на встречи с интересными людьми. Однажды к нему подошла популярная певица Нора Бумбиере. В дуэте с Виктором Лапченком она исполняла многие песни Раймонда Паулса, в том числе — хит всех времен «Листья желтые». Благодаря глубокому голосу и артистичности, Нора была одним из символов латвийской эстрады. Нора заинтересовалась творчеством Григория и предложила сотрудничество. И четыре года Григорий Зилбер был ее аккомпаниатором и писал для нее песни. Этот замечательный тандем оборвался с ранней смертью певицы. Ей еще не исполнилось сорока семи… И последней студийной работой, записанной Норой, стала песня Зилбера «Капли дождя»…
Но наступили тяжелые времена. Неустойчивое политическое положение в Латвии давало себя знать, и людям было не до песен. Григорий вспоминает волнения в центре Риги в январе 1991 года, повлекшие за собой человеческие жертвы. Это происходило совсем рядом с домом семьи Зилберов.
Все девяностые годы Григорий и его жена Светлана, певица с проникновенным лирическим сопрано, пытались выжить в условиях сложной экономической ситуации. Нужно ведь было не только писать музыку и петь, но и кормить подрастающих детей. Они работали вольнонаемными музыкантами в Ансамбле песни и пляски Балтийского военного округа, руководили детским музыкальным коллективом «Бинеле» в Рижской еврейской школе. Григорий написал много песен для детей, записанных на Латвийском радио,
В 2001 году экономический спад в Латвии все больше давал себя знать. Все тяжелей было сводить концы с концами. Друзья организовали Зилберам гастроли в Финляндии, которые прошли очень успешно и собирали полные залы. Выступали Светлана и Григорий не только перед финнами, но и перед местной еврейской общиной.
А в марте того же года Супруги Зилберы репатриировались в Израиль с шестью детьми. Старший сын Светланы остался в Риге. Уже 12 лет они живут на севере страны, в городке Кацрин. Григорий называет его столицей Голанских высот и уверен, что приехал домой. Тем более, что в Кацрине проживают многие земляки из города его детства Екапбилса и он был очень тепло принят. Наступили израильские будни латвийского композитора. Григорий руководит кацринским хором, с которым выступает во многих городах страны. Хор этот очень популярен на «русской улице» Кацрина, культурной жизнью которой руководит Элла Шапиро. Он продюссирует двух талантливых девочек: Настю Лучникову и Алину Орлову, которые прошли конкурсный отбор на участие в музыкальной шоу-программе израильского телевидения «Х-Фактор».
Вместе с иерусалимской поэтессой Риной Левинсон и другими израильскими поэтами Григорий пишет песни для замечательного детского ансамбля «Кешет», руководимого Ириной Матухновой. А в 2012 году супруги Зилбер были в составе жюри эйлатского фестиваля «Улыбки Красного моря», на котором выступали коллективы из разных стран. Там он познакомился с Людмилой Пеховской, джазовой вокалисткой, президентом варшавского музыкального фонда «Бриллиантовый голос» и президентом музыкального объединения имени Анны Герман. И новое знакомство вновь раздвинуло границы его творчества. В конце апреля этого года юный польский певец Цезар Ульяш на международном джазовом конкурсе — фестивале «Магнолия» получил 3 место за исполнение песни Григория Зилбера на стихи Збигнева Роха «Жить — это значит быть счастливым».
А «Леонора»… его первая песня-шлягер… У нее тоже вторая молодость… Сегодня, положенная на стихи израильского поэта Йоава Эфрона, она исполняется маленькой солисткой ашдодского ансмбля «Кешет» Илоной Паузой и звучит задорно и трогательно.
«Жить — это значит быть счастливым» … Эту аксиому Григорий Зилбер может считать своим принципом. Он занимается любимым делом, растит с женой Светланой пятерых сыновей, этим летом собирается провожать близнецов Дэвида и Майкла — в армию, радуется появлению внуков. Живет в городе, который любит, в гармонии с друзьями, собою и музыкой, спускающейся к нему с Голанских высот.
Григорий и Светлана Зилбер
Семья Зилбер в Кацрине
Григорий Зилбер и Настя Лучникова
А здесь вы можете услышать песни композитора в исполнении детского ансамбля «Кешет»: