Der Spiegel
Фото: логотип с сайта издания
В борьбе за право толкования событий, происходящих в ходе конфликта на Украине, внешнеполитическое ведомство подготовило для своих сотрудников проверку некоторых тезисов на соответствие реальности. «Российские утверждения — наши ответы» — так озаглавлен один из документов Министерства иностранных дел. На хорошо известные тезисы России даются детальные ответы. Но вот в чем проблема: чем более прямым является российский тезис, тем более сложным получается немецкий ответ.
Вот наиболее интересные утверждения и ответы внешнеполитического ведомства:
«В Киеве к власти пришли фашисты»
На самом деле: В акциях протеста на Майдане принимали участие радикальные группировки, некоторые из которых по своим взглядам были правоэкстремистскими. Однако в количественном отношении они составляли всего лишь небольшую часть от общего количества участников протеста (до двух миллионов одновременно по всей стране). В образованное после смены власти переходное правительство представители этих группировок не вошли.
«На Украине происходит дискриминация и притеснение этнических русских. Поэтому русские на Украине попросили Россию их защитить».
На самом деле: Независимые международные наблюдатели не смогли заметить подобную угрозу. «Наблюдательная миссия ОБСЕ также не смогла установить наличие угрозы в отношении русскоговорящего меньшинства». И решение об отмене закона о языке, разрешавшего использование языков меньшинств, в том числе русского, в общественной, культурной и образовательной области, «не ограничило права русского меньшинства, поскольку оно так и не вступило в силу, а позднее был отозвано».
«Запад применяет в случае независимости Косово и в случае отделения Крыма двойные стандарты».
На самом деле: Ситуацию в Косово в период с 1999 года по 2008 год, как указывается в документе внешнеполитического ведомства, нельзя сравнивать ни с правовой, ни с политической точки зрения с ситуацией в Крыму в 2014 году. Провозглашение независимости Косово последовало после закончившихся провалом почти десятилетних усилий. Оно не явилось прямым следствием силовой внешней интервенции и не было осуществлено в сложившихся после подобных действий условиях.
«Крым всегда был русским»
На самом деле: Крым, как указано в документе внешнеполитического ведомства, имеет непростую историю. В древние времена его населяли киммерийцы, тавры, а позднее греки. В ходе переселения народов в третьем столетии в Крым пришли готы. Начиная с пятого века, их сменяли гунны, хазары, кыпчаки и татары. После монгольского господства и до 1744 года Крым оставался частью Османской империи, которая в результате шестой русско-турецкой войны вынуждена было предоставить ему независимость. Российская империя в 1793 году его аннексировала. После вытеснения тюркского населения российские, а также немецкие, греческие, болгарские и прибалтийские крестьяне заселили этот полуостров.
После развала царской империи Крым в 1917 году вошел в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и уже вместе с ней в 1922 году стал частью Советского Союза, а в 1954 году внутри Советского Союза он был передан Украинской Советской Социалистической Республике. Но вот что имело решающее значение: после распада Советского Союза в 1991 году Крым стал частью независимой Украины, территориальную целостность которой Россия гарантировала в Будапештском меморандуме, подписанном в 1994 году.
«Право на самоопределение народов и референдум легитимируют отделение Крыма и включение его вместе с Севастополем в состав Российской Федерации».
На самом деле: Вопрос о том, является ли право на самоопределение народов еще и правом на отделение, представляется столь же спорным, как и вопрос о том, что такое «народ». Но не об этом в данном случае речь, поскольку противоречащая международному праву российская интервенция в любом случае сделала отделение Крыма противоречащим международному праву.
Российская интервенция представляет собой нарушение положения, запрещающего использование угрозы силы или применение силы в межгосударственных отношениях, а также нарушает суверенитет и территориальную целостность Украины. В результате нарушающего международное право применения силы и возникла возможность отделения Крыма от Украины, и поэтому его последующее включение в состав России также противоречит международному праву.
«Запад с момента прекращения существования Советского Союза систематически проводит политику, направленную на изоляцию и ослабление России».
На самом деле: Европейский Союз и НАТО, как отмечается в документе немецкого внешнеполитического ведомства, весьма заинтересованы в том, чтобы Россия как сильный партнер на основе совместных принципов вносила свой вклад в обеспечения прочного мира в Европе. Поэтому с момента прекращения существования Советского Союза цель в отношениях с Россией состояла в установлении тесных партнерских отношений.
НАТО также стремилась установить тесные партнерские связи, а Совет НАТО-Россия стал форумом для особо тесного обмена. Этот партнерский и ориентированный на сотрудничество подход нашел свое выражение в активной поддержке вступления России в такие международные организации как G7, Европейский Совет и Всемирную торговую организацию.
«НАТО стремится включить в свои ряды Украину, что Россией справедливо воспринимается как угроза для ее собственной сферы интересов».
На самом деле: Украина, подчеркивается в документе, может свободно выбирать, хочет ли она вообще вступать в какой-то союз, а если хочет, то в какой именно. НАТО уже с 1997 года имеет особые партнерские отношения с Украиной в рамках Комиссии НАТО-Украина. По мнению президента Петра Порошенко, основное внимание в настоящее время направлено на осуществление реформ, в том числе в области безопасности и обороны, и поэтому вопрос о вступлении в НАТО сегодня не значится в повестке дня, подчеркивается в документе Министерства иностранных дел.
«НАТО получает выгоду от кризиса на Украине, поскольку с его помощью эта организация имеет возможность вернуться к ментальности холодной войны и вновь получить противника (Россию).
На самом деле: НАТО — оборонительный альянс, который должен гарантировать безопасность и свободу своих членов. НАТО не рассматривает Россию в качестве противника, и эта организация за последние 20 лет создала тесные и ориентированные на сотрудничество связи с Россией, начиная с программы «Партнерство ради мира» и создания Совета евроатлантического сотрудничества.
«Евросоюз и его партнеры ввели санкции против России для того, чтобы в экономическом отношении поставить Россию на колени».
На самом деле: Разумеется, санкции служат для того, чтобы оказывать экономическое давление на Россию, но они не есть самоцель. Цель этих санкций, как отмечается в документе Министерства иностранных дел, состоит в большей степени в том, чтобы побудить Россию к проявлению большей готовности вести переговоры в рамках поиска политического решения кризиса на Украине в соответствии с международным правом.
Редакционная статья, Der Spiegel
Оригинал публикации: Ukraine-Konflikt: Berlins Antwort auf Putins Mythen