22.11.2024

Очерки. Одинокий искатель Ковчега

Среди множества удивительных людей, живших в 70-80-х годах прошлого века в Иерусалиме, особенно выделяется фигура р. Йегуды-Меира Геца, носившего официальное звание «раввина Западной стены и Храмовой горы». Этот удивительный человек каждую полночь возносил молитвы о скорейшем Избавлении, причем делал это в глубине подземелий, как можно ближе к Святому святых. Там же он чуть было не совершил величайшее археологическое открытие столетия.

 

Итак, Йегуда-Меир Гец родился в 1924 году в Тунисе, и уже в возрасте 22 лет стал раввином небольшого городка Сук-аль-Арба. Параллельно с получением классического еврейского образования он закончил (экстерном) юридический факультет Сорбонны и выучил множество языков — в том числе латынь, идиш и турецкий. Однако, прослужив раввином в Тунисе всего три года, в 1949-м году, он оставил все и совершил алию в Израиль, где был призван в ЦАХАЛ и прошел путь от рядового пехотинца до подполковника артиллерии.

 

В Шестидневную войну он лишился одного из сыновей, Авнера, который пал в бою за Иерусалим. Трагедия подтолкнула рава Геца оставить армейскую карьеру и поселиться в Иерусалиме — он был одним из первых жителей возрожденного Еврейского квартала. Уже через год после войны он был назначен официальным раввином Стены, Горы и окрестностей, оставаясь в этой должности на протяжении 27 лет. Кроме того, он много занимался еврейским мистицизмом (Каббалой), и воссоздал в Старом городе древнюю иешиву каббалистов «Бейт-Эль». Рав Гец и сам соблюдал обычаи каббалистов: не спал больше четырех часов в день, вставал в полночь, чтобы читать «Тикун Хацот» (особые молитвы об Избавлении народа), причем спускался для этого в подземное продолжение площадки у Западной стены — место, максимально приближенное к Святому святых разрушенного Храма.

 

Двенадцать томов дневников Йегуды-Меира Геца до сих полностью не опубликованы, но недавно увидели свет отрывки. Из них мы и узнали подробности о его удивительной попытке проникнуть в недра Храмовой горы. (Сам факт уже был, конечно, известен и раньше.) Хотя, в соответствии с официальной позицией раввината, на Храмовую гору рав Гец ни разу не поднимался, однако с самого начала его интерес привлекли подземные ходы в ее окрестностях и под нею. Как известно, две тысячи лет назад Храмовая гора была расширена вдвое царем Иродом. Во время этого строительного проекта были сооружены громадные подземные водохранилища, соединенные туннелями и покрытые мощным слоем грунта и камней. Эти сооружения практически не изучены археологами. Но и более древняя часть горы, на которой стоял Храм, построенный царем Шломо, тоже содержала естественные подземные пещеры. Где-то в этих пещерах, согласно традиции, были перед приходом врагов скрыты святыни Первого Храма, в том числе главная из них — Ковчег Завета, в котором хранились скрижали, полученные Моше на горе Синай.

 

Когда духовные лидеры поколения узнали, что рав Гец подумывает о поиске Ковчега, они начали его отговаривать. «Не лезь туда», — коротко сказал ему его учитель, р. Ц.-Й. Кук. А Любавичский Ребе, с которым Гец много раз советовался по вопросам обустройства Западной стены, дал более развернутый ответ: «Если ты действительно найдешь Ковчег Завета, это, безусловно, приблизит Избавление. Но, во-первых, готов ли к этому народ? А во-вторых, ты можешь заплатить за это жизнью», — сказал он, опираясь на талмудический рассказ о человеке, который, случайно наткнувшись на место, где скрыт Ковчег, безвременно умер. Вывод Ребе был категоричен: эту затею следует оставить. Йегуда-Меир выслушал мудреца, но сделал свои выводы: похоже, есть возможность приблизить Избавление, пусть даже ценой своей жизни.

 

Тем временем продолжались другие раскопки — вдоль Западной стены влево, к северу. Результаты тех раскопок можно увидеть сейчас, спустившись в туннели Котеля. 22 июля 1981 года руководитель раскопок срочно вызвал Геца на место их проведения. Рабочие обнаружили древние подземные ворота, ведущие под Храмовую гору. Ворота приводили в огромную оштукатуренную подземную водосборную цистерну, заполненную смесью воды и ила.

 

Однако еще за сто лет до этих событий британский исследователь Чарльз Уоррен уже обнаружил эти ворота и цистерну (ворота с тех пор носят его имя). Правда, раскопки Уоррена не были завершены. Теперь же открывалась уникальная возможность впервые в истории начать раскопки под Храмовой горой.

 

Вопреки расхожей легенде, Гец не сразу бросился копать. Во-первых, он добился согласия главных раввинов (а эти посты занимали тогда, ни много ни мало, рав Шломо Горен и рав Овадия Йосеф). Интересно, что Горен сразу предожил устроить в этой цистерне синагогу.

 

Министр обороны Ариэль Шарон и спецслужбы тоже были поставлены в известность. В итоге было принято совместное решение, что премьер-министра Менахема Бегина лучше не вводить в курс дела: и раскопки могут быть остановлены, и сам он пострадает политически.

 

Камни, которыми были заложены ворота, разобрали. За несколько недель секретных работ работники Министерства по делам религий и группа добровольцев из киббуца Сдот-Элиягу смогли вручную откачать из цистерны скопившиеся там за много веков ил и воду. Раввин Гец приходил на место работы каждый час, ожидая, когда откроется проход дальше.

 

Однако политические противники все же прознали о работах, и мэр Иерусалима Тедди Коллек «слил» информацию журналистам. Поднялся скандал, Гец был вынужден приостановить работы. Перерывом воспользовались арабы. 3 сентября 1981 года они спустились в цистерну со стороны Храмовой горы и залили ворота изнутри бетоном.

 

Мечты р. Геца обрушились. В своем дневнике он сделал следующую запись: «Я чувствовал себя подобно отцам нашим, которые своими глазами видели горящий Храм… Каждый радостный вопль арабов, заливающих ворота бетоном, для меня подобен мечу, пронзающему сердце, и вырвался у меня крик: "Б-же, пришли народы в удел Твой, осквернили Храм святой Твой, превратили Иерусалим в руины! (Теилим 79:1)”. Но нельзя отчаиваться, надо продолжать свое дело, даже если я одинок в этой битве. Да сбудется сказанное: "Ибо вот, тьма покроет землю и мрак — народы; а над тобой воссияет Господь, и слава Его над тобой явится (Ишайягу 60:2)”».

 

С тех пор до самой своей кончины в 1995 году рав Гец ежедневно в полночь садился на коврике у залитых бетоном ворот, посыпав голову пеплом, и возносил молитвы об Избавлении.


67 элементов 1,133 сек.