15.12.2024

Очерки. Царь Давид от скрипки


 

Его называли «чародеем скрипки», «виртуозом, смеявшимся над виртуозностью», «Царем Давидом». Он выступал с лучшими оркестрами планеты. Его слышали жители Европы и Северной Америки, Японии, Австралии и Новой Зеландии. Сегодня исполняется 105 лет со дня рождения Давида Ойстраха.

Гениальный скрипач, альтист, дирижер и педагог, народный артист СССР, член Королевской академии музыки в Лондоне,

 

Американской академии наук и искусств в Бостоне, Национальной академии «Санта Чечилия» в Риме, доктор Кембриджского университета Давид Федорович (Фишелевич) Ойстрах родился 30 сентября 1908 года в Одессе. Его отец, не являясь музыкантом по профессии, горячо любил музыку, играл на скрипке и мандолине, мать работала артисткой хора в Одесском оперном театре.

 

В книге об Ойстрахе («Давид Ойстрах», изд. «Тарбут», Иерусалим, 1981) его ученик и биограф Яков Сорокер писал, что, по мнению самого Ойстраха, его фамилия происходила от слова «Остеррайх», что означает по-немецки «Австрия».

 

В возрасте пяти лет Ойстрах начинает заниматься на скрипке у знаменитого одесского педагога Столярского. Вспоминая о своем учителе, Ойстрах рассказывал: «У Петра Соломоновича была горячая душа художника и необыкновенная любовь к детям. Работая с ребенком, он всегда умел найти путь к творческому сознанию ученика, заинтересовать его воображение…»

 

Выдающийся педагог Столярский быстро распознал и оценил исключительное дарование своего ученика. Его вдумчивые занятия способствовали всестороннему развитию таланта музыканта.

 

Молодого скрипача, окончившего в 1926 году Одесскую консерваторию, пригласили в оркестр Ленинградской филармонии. Проработав в городе на Неве один сезон, музыкант переезжает в Москву. Давид Ойстрах начал преподавать в Московской консерватории.

 

Пресса заговорила об Ойстрахе после Международного конкурса скрипачей имени Венявского, состоявшегося в Варшаве в 1935 году. Последующая артистическая деятельность Ойстраха явилась непрерывной вереницей триумфов. Завоевав вторую премию на конкурсе имени Венявского, он два года спустя с блестящим успехом выступил на Международном конкурсе скрипачей имени Изаи в Брюсселе, где был удостоен первой премии. Уже в тот период печать западноевропейских стран называла его лучшим скрипачом Европы. Сама вдовствующая королева Елизавета, очарованная игрой Ойстраха, написала ему письмо, где, в частности, говорилось: «Ваша несравненная игра останется незабываемой и для меня, и для всей Бельгии…»

 

Война изменила все. Ойстрах ведет активную концертную деятельность, включая выступления на фронтах и в блокадном Ленинграде, где ему, как и всем его слушателям, не раз грозила опасность. Вот что пишет об одном из таких выступлений Н. Будашкин: «Вероятно, Ойстрах нигде так не играл, как здесь. Его слушатели — рабочие Кировского завода, бойцы, матросы, офицеры… Концерт еще не был окончен, как объявили воздушную тревогу. Никто не покинул зал. Зенитки бьют где-то рядом, дрожат стены, дребезжит фанера в окнах (стекол уже давно нет). Но люди, как и раньше, продолжают следить за мелодией. Ойстрах мастерски доигрывает концерт до конца… Овация… Люди слушали музыку, рискуя жизнью».

 

Между тем, даже в те суровые годы советское руководство проявляло «неусыпную заботу о чистоте русской культуры». Историк Георгий Костырченко приводит в своей монографии «Тайная политика Сталина» докладную записку ЦК ВКП(б) от 17 августа 1942 года. Суть документа сводилась к крайней озабоченности тем, что «…во главе учреждений русского искусства оказались нерусские люди (преимущественно евреи), что евреями переполнены Большой театр, Московская филармония. Дело подготовки музыкальных кадров также находится в руках нерусских людей. Так в Московской консерватории директор Гольденвейзер — еврей, его зам Столяров — еврей. Все основные кафедры находятся в руках евреев: Фейнберга, Цейтлина, Ямпольского… Большинство наших известных музыкантов и вокалистов: Ойстрах, Э. Гилельс, Флиер, Л. Гилельс, Гинзбург и т. д. имеют в своем репертуаре главным образом произведения западноевропейских композиторов».

 

После войны начинается яростная борьба с «космополитами». И первой скрипке Советского Союза — Давиду Ойстраху готовят замену. Вместо Ойстраха выступления на музыкальных фестивалях в Лондоне и во Франции доверили Игорю Безродному. Но он потерпел неудачу. В связи с этим профессор Цыганов язвительно заметил: «Оказывается, заменить Ойстраха не так просто».

 

В результате в 1951 году Давид Федорович снова представляет Советский Союз в жюри Конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Первую премию с блеском завоевал Леонид Коган. А Давид Ойстрах с триумфом выступил с концертом после конкурса на той же сцене, где 14 лет назад он уже был победителем.

 

На протяжении всей своей жизни Давид Ойстрах проявлял интерес к еврейской культуре. Он знал язык идиш, в Одессе посещал спектакли еврейского театра, читал еврейских писателей. В марте 1966 года он дал в Израиле несколько концертов, встреченных публикой с восторгом. Ойстрах встречался с музыкальной элитой, интересовался древностями страны и архитектурой. После Шестидневной войны в СССР началась антиизраильская кампания. Ойстраху, находившемуся в то время на гастролях в Америке, сообщили, что в Москве он должен будет поставить свою подпись под документом, осуждающим правительство Израиля. Американский коллега Ойстраха Генри Темянко вспоминает, что Давид Федорович был этим глубоко подавлен.

 

И все же, вернувшись в феврале в Москву, Ойстрах это сфабрикованное письмо в газету «Правда» не подписал. Власти решили наказать музыканта за строптивость. Не прошло и месяца после юбилея, как 27 октября 1968 года, во время гастролей Ойстраха в Италии, была взломана и ограблена его московская квартира. Оттуда исчезли деньги в различных валютах, драгоценности, в том числе подаренный Ататюрком золотой портсигар, шахматы с золотыми и серебряными фигурами — подарок королевы Елизаветы, символический ключ от Иерусалима, ордена, фотоаппараты и часы. Нетронутыми остались, к счастью, лишь бесценные скрипки…

 

О таинственной краже в квартире Ойстраха трубила мировая пресса, отмечает в своих мемуарах скрипач Артур Штильман. В советских министерствах иностранных дел и культуры раскалялись телефонные аппараты от звонков аккредитованных в Москве послов иностранных государств. В народе ходили упорные слухи о том, что кража была инициирована властями в наказание за отказ участвовать в антиизраильской акции. Вскоре, однако, в верхах поняли, что «компетентные органы» зашли слишком далеко, и через три месяца все до одной пропавшие ценности были «найдены» и возвращены владельцу. Преступников, как водится, обнаружили и арестовали, «справедливость восторжествовала». Кстати, этот случай побудил братьев Вайнеров написать детектив «Визит к Минотавру», по которому в 1987 году был снят популярный телефильм.

 

Музыкант умер от сердечного приступа 24 октября 1974 года в Амстердаме через несколько часов после очередного концерта. «На сцене Ойстрах производит впечатление колосса, — писал выдающийся американский скрипач Айзек Стерн. — Он крепко стоит на земле, он гордо держит скрипку, он творит музыку, изливающуюся в бесконечном потоке красоты и изящества


70 элементов 1,037 сек.