"Стрела-10" на улицах Донецка
Восточная Украина превратилась в полигон для испытания боевой мощи России.
Последняя война, которую вела Москва – в Грузии в 2008 году, – казалось, окончилась лёгкой победой. Однако российские генералы были глубоко озабочены тем, насколько плохо проявили себя войска в некоторых ключевых областях современного ведения военных действий.
С тех пор прошло семь лет, в течение которых Россия занималась перевооружением, переоснащением и переподготовкой армии для устранения этих недочётов и приведения своих вооруженных сил в соответствие с возможностями армий Запада.
Результат этой работы очевиден на примере восточной Украины, где пророссийские сепаратисты ведут контрнаступление на правительственные войска.
Электроника
Украинская армия не прошла аналогичной интенсивной модернизации – и сейчас вынуждена бороться с последствиями, встречаясь в бою с более новыми вооружениями и системами, которые поставляет Россия.
Два самых ярких примера – это использование беспилотников для целей разведки и наведения, а также средства радиоэлектронной борьбы.
Оба этих направления "провисали" в российской армии в 2008 году, и оба с тех пор получили существенное развитие. Теперь они широко применяются в Донбассе, давая сепаратистам существенное преимущество перед украинскими правительственными войсками.
Определить местонахождение сепаратистских "Градов" очень непросто
У украинских военных также не хватает защищённых систем коммуникации. В результате их каналы связи, с одной стороны, глушат, а с другой – при помощи специального локационного оборудования – используют для определения местоположения войск. А это позволяет быстро наводить российскую артиллерию и наносить удары "Градами" и другими, более мощными ракетными системами.
В составе нелетальной военной помощи, выделенной Украине со стороны США, Киев получил специальный радар, помогающий определять, откуда ведётся огонь. Однако его использование затруднено, так как полученные результаты трудно передать другим подразделениям.
Более сложных систем для определения расположения источника артиллерийского огня Украина пока не получила.
Танки и ракеты
Большинство оружия, которым пользуется украинская армия, – также российского производства
Украинские танки также существенно уступают классом тем, что прибывают из России. Российские модели более современные, а Украине не хватает исправно работающего противотанкового вооружения.
Все эти системы, а также медицинскую поддержку и оборудование для полевых госпиталей Украина просит предоставить ей в качестве помощи, чтобы уменьшить свои потери в боях, где им противостоит российская военная техника.
Потери украинской авиации в зоне конфликта показывают, насколько хорошо оснащены пророссийские сепаратисты в сфере противовоздушной обороны.
У них есть не только ракетные системы "Бук" (на одну из которых возлагается ответственность за сбитый пассажирский "Боинг" Малайзийских авиалиний), но и системы "Стрела", используемые для поражений целей, расположенных на меньшей высоте и более близком расстоянии, а также широкий набор лёгких ракет, запускаемых прямо с плеча.
Похороны в Киеве: на востоке Украины погибли уже тысячи солдат с обеих сторон
Независимые эксперты – так же как НАТО, лидеры западных стран и украинские власти – утверждают, что у них есть доказательства прямого военного участия России, несмотря на то, что Москва последовательно отвергает свою вовлечённость в этот конфликт.
В рамках общего процесса трансформации армии в последние годы Россия проводила интенсивные маневры с участием десятков тысяч военнослужащих по всей стране.
Эти учения становились всё сложнее и масштабнее, а в качестве условного противника часто использовались страны Запада.
Теперь, вдобавок ко всему прочему, у России есть ещё и "испытательный полигон" на востоке Украины, где можно обкатать новые вооружения, системы защиты и тактику ведения боя.
В результате – особенно учитывая то, что всё это может быть испытано в борьбе с новыми американскими защитными системами, предоставленными Украине Вашингтоном, – это поможет России понять, насколько её войска готовы к прямому противостоянию с НАТО.
Кейр Джайлс – аналитик Центра исследования конфликтов в Оксфорде и научный сотрудник британского Королевского института международных отношений